Базовый противолодочный самолет. Противолодочный самолёт Противолодочный самолет будущего
На данный момент основу российской патрульной и противолодочной авиации составляют самолеты Ил-38 и Ту-142. Существуют и реализуются проекты ремонта и модернизации такой техники, позволяющие продлить срок ее службы с заметным ростом боевого потенциала. При этом уже сейчас идут работы по созданию перспективного противолодочного самолета, которому в будущем предстоит заменить существующую технику. На днях появились новые сведения о таком проекте, в некоторой мере дополняющие имеющуюся картину.
Несколько дней назад пресс-служба Авиационного комплекса «Ильюшин» разослала новый пресс-релиз, рассказывающий о текущих работах в области военной авиации. Утверждается, что в настоящее время авиастроительная организация в инициативном порядке изучает возможность создания нового противолодочного самолета. Предварительная проработка такого проекта предусматривает, среди прочего, выбор подхода к его разработке и последующему строительству.
Согласно пресс-релизу, специалисты «Ильюшина» рассматривают возможность создания нового противолодочного самолета на базе одной из имеющихся машин собственной разработки. Параллельно прорабатывается альтернативная версия проекта, предусматриваются создание совершенно новой воздушной платформы, не имеющей прямой связи с существующими проектами.
Пока речь идет только о поиске оптимальных путей развития противолодочного направления, а также о выборе подхода к проектированию. Большая часть технических подробностей проекта еще не определена. Кроме того, пока отсутствует заказ от министерства обороны, в соответствии с которым должна будет начаться разработка полноценного проекта. Как следствие, в настоящее время рано говорить даже о примерных сроках появления перспективного самолета.
Впрочем, существующая ситуация в области морской авиации все еще позволяет оборонной промышленности работать с оптимальными темпами и без спешки. Такая обстановка позволит проработать и определить лучший облик противолодочного самолета и – при получении официального заказа – в установленные сроки наладить его строительство
Необходимо напомнить, что обновление парка противолодочных самолетов в последние годы неоднократно становилось темой новых сообщений. Так, еще в середине 2015 года командование морской авиации ВМФ России говорило о планируемой на будущее замене некоторых образцов техники. Тогда речь шла о замене морально устаревших самолетов Ил-20 и Ил-38 перспективным образцом с требуемыми характеристиками и возможностями.
Согласно сообщениям 2015 года, к началу 2016-го предполагалось выбрать новый самолет для оснащения морской авиации в будущем. Следующие несколько лет планировалось потратить на разработку необходимых проектов, а также на строительство и испытания опытных образцов. К 2020 году перспективная платформа, оснащенная тем или иным оборудованием для решения разных задач, должна была войти в строй. Считалось, что новый самолет сможет заменить все существующие машины патрульного назначения.
В течение некоторого времени новые сообщения о развитии патрульной противолодочной авиации не появлялись. Только в начале 2018 года Объединенная авиастроительная корпорация рассказала о некоторых текущих работах и полученных успехах. Как оказалось, предприятия ОАК на тот момент завершали работы по созданию противолодочного самолета нового поколения. В обозримом будущем ожидается официальный заказ со стороны военного ведомства, который позволит выполнить новые этапы важной программы.
Напомним, в настоящее время основой противолодочной авиации военно-морского флота являются патрульные самолеты Ил-38 и Ту-142. Эти машины отличаются большим возрастом и достаточно давно перестали в полной мере отвечать современным требованиям. Как следствие, запланированы или выполняются работы по ремонту и модернизации техники, благодаря которым имеющиеся машины не просто улучшают свое состояние, но получают новые возможности. Часть парка морской авиации уже прошла модернизацию, тогда как другим самолетам пока только предстоит получить новую аппаратуру.
В конце прошлого десятилетия промышленность получила заказ на модернизацию техники строевых частей по проекту Ил-38Н «Новелла». За первые несколько лет, к 2015 году, по такому проекту перестроили пять машин. Затем ремонт и обновление прошли еще несколько. Согласно актуальным планам, модернизация морально устаревших Ил-38 будет продолжаться до середины двадцатых годов; ее пройдет около 30 самолетов. Летом прошлого года начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин заявил, что модернизацию уже прошло 60% имеющихся Ил-38.
В рамках проекта с литерой «Н» самолет Ил-38 получает новый прицельно-поисковый комплекс «Новелла-П-38», построенный на основе современных комплектующих. Заявлен четырехкратный рост эффективности при поиске подлодок в сравнении со старым комплексом «Беркут-38». Также получены некоторые новые возможности и улучшен ряд характеристик. После модернизации самолет сохраняет возможность несения и применения торпед или глубинных бомб с максимальной боевой нагрузкой до 5 т.
Несколько лет назад военное ведомство приняло решение о продолжении эксплуатации патрульных самолетов семейства Ту-142, для чего следовало выполнить их модернизацию. В 2015 году появились официальные сообщения о грядущем ремонте такой техники. Процедуры восстановления технической готовности с одновременной заменой аппаратуры должны были пройти все самолеты Ту-142МР и Ту-142М3. При этом они должны были получить обновленные обозначения Ту-142МРМ и Ту-142М3М соответственно.
По известным данным, проекты модернизации техники семейства Ту-142 предусматривали использование новой аппаратуры связи и управления. В частности, планировалось сохранить приборы для связи с подводными лодками, но одновременно с этим расширить их возможности. Новая аппаратура должна была обеспечивать связь с современными баллистическими и крылатыми ракетами флота. С помощью такой функции планировалось выдавать целеуказание уже запущенным ракетам.
Проекты Ту-142МРМ и Ту-142М3М не предусматривают кардинальную перестройку самолетов, и потому на их реализацию отводилось не более пяти лет. Согласно данным 2015 года, к концу текущего десятилетия в строй могли бы вернуться три десятка обновленных самолетов с новыми функциями.
Текущие проекты модернизации завершатся в 2020-25 годах и позволят сохранять имеющуюся технику в строю в течение длительного времени. Тем не менее, уже сейчас командование морской авиации и промышленность планируют замену существующих самолетов при помощи совершенно новой машины. Согласно последним сообщениям, работы по такому проекту продолжаются, но сроки его завершения все еще остаются неизвестными. Предварительная проработка самолета осуществляется в инициативном порядке, что накладывает на нее известные ограничения.
Несколько дней назад Авиационный комплекс «Ильюшин» раскрыл рассматриваемые подходы к созданию новой техники. По официальным данным, изучается возможность строительства противолодочного самолета будущего на одной из существующих платформ или разработки совершенно новой машины. Эта информация не раскрывает подробности проекта, но все же может стать поводом для прогнозов и оценок.
Как неоднократно упоминалось в прошлом, одна из главных проблем имеющихся машин Ил-38 и Ту-142 кроется в моральном и физическом устаревании. Эти самолеты разрабатывались на базе существующих образцов и строились в отдаленном прошлом. Так, основой для Ил-38 стал пассажирский самолет Ил-18, а Ту-142 разрабатывался на базе бомбардировщика Ту-95 одной из старых модификаций. Самые новые из этих самолетов были построены в начале девяностых годов. Весьма старые базовые платформы и значительный возраст техники могут негативным образом сказываться на ее технических, эксплуатационных и боевых качествах.
Очевидным решением такой проблемы является перенос современной аппаратуры с, например, Ил-38Н на планер подходящего типа. В недавнем прошлом высказывались оценки о возможности создания перспективного противолодочного самолета на базе пассажирского Ил-114-300. Последний в существующей ситуации действительно может быть удачной базой для специализированной военной машиной. Более того, насколько известно фирма «Ильюшин» в свое время прорабатывала возможность использования платформы Ил-114 для строительства нового противолодочного самолета.
Однако следует заметить, что гипотетический патрульный самолет на основе Ил-114, оснащенный, к примеру, комплексом «Новелла», сможет стать заменой только для устаревающего Ил-38. Равноценная замена машин семейства Ту-142 попросту исключается. Из-за в разы меньшего взлетного веса Ил-114 не сможет взять на борт всю их аппаратуру и, как следствие, не получит некоторые важнейшие возможности. Впрочем, подобные проблемы могут быть частично решены за счет использования современного приборного оснащения, отличающегося от устаревших систем малыми габаритами и весом при, как минимум, сравнимой производительности.
Альтернативой использованию Ил-114 может стать разработка совершенно новой специализированной платформы. Естественно, это лишит проект очевидных преимуществ, но при этом позволит конструкторам обойтись без компромиссных решений и получить все желаемые результаты. Одновременно с этим не исключается унификация с другими образцами техники.
Командование морской авиации уже упоминало свои планы на отдаленное будущее. Перспективный противолодочный самолет, проработка которого ведется в настоящее время, со временем станет основой патрульной авиации. В отдаленном будущем даже модернизированные Ил-38Н, Ту-142МРМ и Ту-142М3М выработают свой ресурс и не смогут продолжать службу. К этому моменту строевые части должны будут освоить новую технику, и последующие ее поставки обеспечат замену списываемых самолетов.
Согласно новостям последних месяцев, министерство обороны намерено не только модернизировать имеющиеся патрульные самолеты, но и строить совершенно новые. Параллельно с ремонтом и обновлением существующих машин ведется разработка перспективного образца. Этот проект пока прорабатывается в инициативном порядке и без официального заказа, но уже в ближайшее время могут появиться все необходимые документы. После этого промышленность приступит к полномасштабным работам.
Текущие проекты создаются с заделом на отдаленное будущее. Точные сроки появления перспективного противолодочного самолета пока не уточнялись, но, вероятнее всего, он пойдет в серию не ранее середины следующего десятилетия. Серийные самолеты нового типа появятся нескоро, но уже сейчас начата работа по их созданию. Это означает, что и в ближайшем, и в отдаленном будущем морская авиация сохранит возможность поиска и уничтожения современных подлодок вероятного противника.
По материалам сайтов:
http://ilyushin.org/
http://redstar.ru/
https://rg.ru/
http://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.
Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.
Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.
Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.
Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.
Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.
И бортовые средства работы с ними (рабочие места операторов РГП), позволяющие обнаруживать ПЛ по шуму гребных винтов и излучению гидролокаторов ;
ПЛС обычно входят в состав морской авиации - в Российской Федерации это авиация ВМФ , в США - ВМС США , в Индии - ВМС Индии и т. д. Базируются противолодочные самолёты на аэродромах , находящихся недалеко от моря - в России это аэродромы Северного флота (действующего в Атлантическом и Северном Ледовитом океанах) Североморск-1 и Кипелово , находящиеся под Мурманском и Вологдой соответственно, и аэродромы ТОФ Каменный Ручей (находится близ Советской Гавани и Николаевка (примерно в 150 км от Владивостока). В Североморске и Николаевке базируются Ил-38, в Кипелово и Каменном Ручье - Ту-142МК.
Ил-38. Видны обтекатель магнитометра на хвосте и обтекатель РЛС под кабиной
Рабочие места операторов РГП Ту-142МК-З
Источники
- Изделие ВПМК. Техническое описание
Авро Шеклтон (англ. Avro Shackleton) - четырёхмоторный поршневой патрульный противолодочный самолёт Королевских ВВС Великобритании, разработанный компанией Авро на базе бомбардировщика Второй мировой войны Авро Линкольн.
Использовался с 1951 по 1990 год как противолодочный самолёт (anti-submarine warfare, ASW), морской патрульный самолёт (maritime patrol aircraft, MPA), самолёт дальнего обнаружения (airborne early warning, AEW), поисково-спасательный самолёт (search and rescue, SAR) и в других ролях. Самолёт также эксплуатировался военно-воздушными силами Южно-Африканской Республики в период с 1957 по 1984 годы.
Назван в честь полярного исследователя, сэра Эрнеста Шеклтона
Boeing P-8 PoseidonBoeing P-8 Poseidon (рус. Боинг P-8 «Посейдон») - патрульный противолодочный самолёт, разработанный по программе многоцелевого морского самолёта (англ. multimission maritime aircraft, сокр. MMA) для замены Lockheed P-3 Orion. Предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в районах патрулирования, разведки, участия в противокорабельных и спасательных операциях - как в прибрежных районах, так и в Мировом океане. В основе - конструкция обновлённого лайнера Boeing 737-800. От прародителя его отличает крыло, лишённое винглетов, но имеющее законцовки с увеличенной стреловидностью.
Breguet AlizéБреге Br.1050 «Ализе» (фр. Breguet Br.1050 Alizé - Пассат) - французский палубный противолодочный самолёт.
Fairey GannetФэйри Гэнит (англ. Fairey Gannet - Олуша) - британский палубный противолодочный самолёт и самолёт ДРЛО. Разработан и производился Fairey Aviation Company. Эксплуатировался с 1953 по 1978 год. Эксплуатанты - ВМС Великобритании, Австралии, Индонезии, ФРГ.
Grumman S-2 TrackerГрумман S-2 «Трекер» (англ. Grumman S-2 Tracker, до 1962 - S2F) - американский палубный противолодочный самолёт.
S-2 стал первым самолётом ВМФ США, который был оснащён одновременно средствами обнаружения и средствами уничтожения подводных лодок. У предшественников S-2 функции обнаружения и атаки были разделены, противолодочная система AF Guardian состояла из двух однотипных самолётов, один из которых нёс радар, а второй - противолодочные торпеды.
Jezebel (гидроакустическая система)Jezebel (также LOFAR англ. LOw Frequency Analysis and Recording, низкочастотный анализ и запись) - пассивный гидролокатор, предназначенный для поиска подводных лодок и гидроакустического наблюдения за акваториями. На контролируемой территории выставлялись до 16 пассивных гидроакустических буёв, которые улавливали акустические колебания от подводных лодок и других объектов и ретранслировали его по УКВ-радиоканалу на противолодочный самолёт. Сравнение сигналов с различных буёв позволяло определить точные координаты цели. Спектральный анализ сигналов (выделение акустической сигнатуры) позволял также классифицировать цель и определить её государственную принадлежность.
В системе Jezebel использовались рекордеры AN/AQA-3 и AN/AQA-4. AQA-3 представляла собой четыре 76-мм печатающих устройств, расположенных в линейку, которые на широкой ленте печатали зависимость спектра сигнала от времени (по оси X - частота, по оси Y - время). В отличие от AQA-3 на AQA-4 была дополнительная кнопка для установления связи.
Julie (гидроакустическая система)Julie - активный бистатический гидролокатор, предназначенный для поиска подводных лодок. Использовал технологию ERR (англ. Explosive Echo Ranging, определение дальности по эхо-сигналу от взрыва). Источниками зондирующего сигнала служили практические заряды (глубинные бомбы малого калибра), приёмниками - гидроакустические буи различных типов (AN/SSQ-2, AN/SSQ-23). Гидроакустический сигнал ретранслировался по УКВ-каналу на противолодочный самолёт, где обрабатывался для определения типов и координат подводных объектов.
Перед зондированием противолодочный самолёт устанавливал на исследуемой акватории гидроакустические буи, после чего подрывал несколько глубинных бомб малого калибра, называемых практическими зарядами (англ. Practice Depth Charge, PDC). Прямой и отражённый от подводной лодки акустический сигнал принимался буями и распечатывался на бумажной ленте. При помощи специальных линеек, откалиброванных в зависимости от температуры воды ((англ. Julie rulers, линейки Джули)), операторы определяли расстояние от цели до соответствующего буя. Расстояние до двух буёв позволяло определить координаты лодки, однако при этом возникала неоднозначность (лодка могла находиться в любой из двух точек, симметричных относительно линии, проходящей через пару буёв). Для устранения неоднозначности либо использовали три буя, либо проверяли обе точки вероятного положения лодки магнитным детектором.
Главным недостатком системы Julie была невозможность скрытного поиска подводной лодки. После взрыва глубинных бомб подводная лодка предпринимала манёвр уклонения, меняла курс, глубину, выпускала гидроакустические помехи, использовала особенности гидрологической обстановки, что значительно уменьшало радиус уверенного обнаружения лодки системой. Для стабильной работы система требовала высоко квалифицированной сработанной команды операторов. Обычно система Julie работала совместно с другими системами поиска. Например, при выполнении манёвра уклонения подводная лодка как правило увеличивала скорость, что повышало уровень шумов движителя и механизмов и увеличивало дальность обнаружения лодки пассивной системой Jezebel.
В ВМС США применялась многоступенчатая процедура поиска и уничтожения подводных лодок. Первичный контакт с целью устанавливался системой дальнего обнаружения SOSUS, затем координаты цели уточнялись сначала системой Jezebel, затем Julie. Если подводная лодка всплывала на перископную глубину, в эту цепочку добавлялось обнаружение лодки радаром противолодочного самолёта. На завершающем этапе поиска непосредственно перед атакой лодки глубинными бомбами для точной локализации цели использовался магнитный детектор.
Первоначально для систем Julie и Jezebel использовался один тип пассивного буя, однако в дальнейшем для каждой системы был разработан собственный буй. Буй для системы Julie был значительно дешевле, поскольку система была менее требовательна к параметрам гидрофонов, требовалось только зафиксировать белый шум прямой и отражённой волны.
Julie разработана в Исследовательском центре морской авиации (Naval Air Warfare Center Warminster) и поступила на вооружение ВМС США в 1956 году со штатным буём AN/SSQ-2B. В 1957 году буй был заменён на AN/SSQ-23.
Julie была единственной системой ERR, использовавшейся в ВМС США. В дальнейшем она была заменена системами активных гидракустических буёв, которые подобно гидролокаторам генерировали свой собственный зондирующий сигнал.
Lockheed HudsonLockheed Hudson - американский легкий бомбардировщик и противолодочный самолет, первоначально построенный по заказу Королевских ВВС незадолго до начала Второй мировой войны и служивший в основном в RAF. Хадсон был первым значительным контрактом для Lockheed Aircraft Corporation - первоначальный заказ RAF на 200 самолетов значительно превзошел все предыдущие заказы фирмы. Хадсон служил на протяжении всей войны главным образом в Береговой охране, а также в роли транспорта и учебного самолета. Самолет выполнял и доставку агентов в оккупированную Францию. Хадсоны также широко использовались в противолодочных эскадрильях Королевских канадских ВВС и Королевскими австралийскими военно-воздушными силами.
Lockheed S-3 VikingЛокхид S-3 «Викинг» (англ. Lockheed S-3 Viking) - американский палубный противолодочный самолёт. Самолёт производился корпорацией Lockheed на Палмдейлском авиазаводе № 42, всего было построено 187 машин. Первый прототип совершил пробный полёт 21 января 1972 года. Серийное производство продолжалось с 1971 по 1978 годы. S-3 Viking стоял на вооружении американского флота с 1974 года. Снят с вооружения в 2009 году. Стоимость в ценах 1974 года - $27 млн.
В конце октября 2013 года, появилась информация о том, что Lockheed Martin намерена восстановить и модернизировать часть законсервированных самолётов, находящиеся на территории 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG). Самолёты предполагается предложить ВМС Южной Кореи, для замены патрульных самолётов P-3C/CK Orion, и ВМС США, в варианте транспортного и палубного самолёта-заправщика. Всего с хранения возможно полностью восстановить и переоборудовать от 50 до 100 S-3 Viking.
Авиационно-технический музей (Луганск)Авиационно-технический музей - крупный авиационный музей, расположенный в г. Луганск.
Создан в 1996 году. Его первыми экспонатами стали летательные аппараты, которые выработали свой ресурс и были отправлены на Луганский авиационно-ремонтный завод. Однако из-за отсутствия финансирования эти самолёты и вертолёты так там и остались, а впоследствии были попросту списаны в металлолом. Именно тогда и было принято решение сохранить эту технику как память для потомков.
Бе-12Бе-12 «Чайка» (изделие «Е», по кодификации НАТО: Mail) - советский противолодочный самолёт-амфибия (летающая лодка).
На момент создания он являлся самым большим серийным самолётом-амфибией в мире.
БомбодержательБомбодержатель - у авиационных специалистов такого термина нет. Используется термин «держатель» - узел внутренней или внешней подвески для изделий, как правило - боеприпасов различного характера, от простых свободнопадающих бомб до различных кассет, буёв и т.п. Для ракет большой дальности предназначены балочные держатели (балки), с которыми дополнительно монтируется масса агрегатов и аппаратуры.
Держатели делятся на:
кассетные (КД);
мостовые (МД);
балочные (БД);
многопозиционные (барабанные, применяются только на Ту-95МС и Ту-160)КД используются для подвески небольших изделий - бомб калибром до 3000 кг (ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-3000 - в зависимости от типа держателя), радиогидробуёв (РГБ) и др. Например, держатель КД3-22Р может нести три бомбы калибром 500 кг либо четыре бомбы калибром 250 кг, держатель КД4-105А - одну бомбу калибром до 3000 кг либо две калибром 1500 кг. При установке нескольких КД самолёт может нести множество (до нескольких сотен) изделий - например, противолодочный самолёт Ту-142МК при оборудовании по поисковому варианту (без ракет-торпед) несёт 400 радиогидробуёв (строго говоря, значительная часть РГБ снаряжается в кассетный держатель КД-142М) .
БД используются для подвески тяжёлого вооружения - например, БД6-105А способен нести авиабомбу ФАБ-9000 (калибром, как следует из маркировки, 9000 кг).
Малый балочный держатель МБД-3-У9 предназначен для внешней подвески 9 бомб калибра до 500 кг.
На ракетоносцах Ту-16 ставились специальные переходные узлы, позволяющие на ракетные балки подвешивать свободнопадающие боеприпасы.
Многопозиционная катапультная установка МКУ-6-5У, стоящая на Ту-95МС и Ту-160, проворачивается в нужное положение гидроприводом, для питания которого на Ту-95 ввиду отсутствия мощной самолётной гидросистемы установлены две автономные электрогидравлические установки (АЭГУ, основная и резервная), а на Ту-160 применяются самолётные гидросистемы. Каждая АЭГУ состоит из двух насосов с асинхронными двигателями МТ-8,5 мощностью 8,5 кВА (аналогичные применены в качестве насосных станций гидросистем Ту-154), бака и датчиков.
Ил-38Ил-38 (по кодификации НАТО: May) - советский противолодочный самолёт средней дальности, разработанный в ОКБ-240 Ильюшина на основе пассажирского Ил-18В. Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок противника, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений.
Катастрофа Ту-142 над Татарским проливом6 ноября 2009 года противолодочный самолёт Ту-142МЗ ВВС и ПВО Тихоокеанского флота Российской Федерации, принадлежащий 568-му отдельному смешанному авиационному полку ТОФ (п. Монгохто Хабаровского края, аэродром Каменный Ручей), выполнял тренировочный полёт согласно плану боевой подготовки в северной части Японского моря. На завершающем этапе полёта над акваторией Татарского пролива в 14:17 по московскому времени (21:17 VLAT) связь с экипажем прервалась, и отметка самолёта исчезла с экранов наземных радиолокационных станций системы управления воздушным движением и РЛС РТО аэродрома Каменный Ручей, приблизительно в 10 км от мыса Датта. На борту Ту-142МЗ находились 11 военнослужащих.
П-42 «Гарпун»П-42 «Гарпун» - проект палубного реактивного самолёта противолодочной обороны (ПЛО), который разрабатывался Государственным союзным опытным заводом морского самолётостроения (будущий ТАНТК имени Бериева). Самолёт должен был войти в состав авиагруппы проектировавшихся авианосцев проекта 1160 «Орёл». Работы по проекту были прекращены в 1973 году, одновременно с отказом от дальнейшей разработки проекта 1160.
Посейдон (значения)Посейдон может означать:
Посейдон - в древнегреческой мифологии бог морей (см. также Нептун).
Посейдон (кратер) - лунный кратер, расположенный в Море Ясности.
(4341) Посейдон - околоземный астероид из группы аполлонов, который характеризуется очень вытянутой орбитой с большим эксцентриситетом.
UGM-73 «Посейдон» - семейство американских баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках.
Boeing P-8 Poseidon - американский патрульный противолодочный самолёт.
«Посейдон» - российская беспилотная атомная подводная лодка известная также как «Статус-6».
Посейдон (газопровод) - проект газопровода, который может быть протянут между Турцией и Италией.
Противолодочная авиацияПротиволодочная авиация - один из родов морской авиации (в вооружённых силах некоторых государств - является родом ВВС), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника на море.
Имеет на вооружении противолодочные самолёты и вертолёты.
Противолодочная оборона США в 1962 годуПротиволодочная оборона США в 1962 году - средства борьбы с подводными лодками и тактика их применения, существовавшие в США в 1962 году на момент возникновения Карибского кризиса.
Словесные названия российского оружия/ЧСловесные названия российского оружия
«Чажма» - корабль КИК пр.1130
«Чайка» - радионавигационная система
«Чайка» - авиационный радиовысотомер
«Чайка» - КАБ УБ-2000Ф
«Чайка» - КШМ Р-145 на базе БТР-60ПА
«Чайка» - противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 (М-12)
«Чайка» - авиационный электронно-оптический визир
«Чайка» - авиационная аппаратура автоматизированной кодовой и информационной связи Р-099
«Чайка» - переносная милицейская УКВ радиостанция 62Р1
«Чайка» - проект высотного самолёта М-17
«Чайка» - ПЛ пр. 670М
«Чайка-М» - ПЛ пр. 06704
«Чайка-Стремнина» - оконечная аппаратура быстродействия
«Чакра» - АПЛ с КР пр. 06709
«Чардаш» - корабельный навигационный комплекс
«Чародейка» - корабельный комплекс радиопленгования УКВ диапазона Р-764 для разведывательных кораблей пр. 864
«Чебак» - возимый КВ радиоприёмник Р-309К-1
«Челнок» - телеуправляемый минный тральщик пр.1300
«Черёмуха» - мобильный автоматический КВ радиопеленгатор Р-355
«Черёмуха» - серия спецсредств со слезоточивым газом CN
«Черешня» - дрейфующая станция помех (В-611)
«Черешня» - корабельный КВ радиопередатчик Р-644
«Чёрная акула» - боевой вертолёт Ка-50
«Черника» - корабельный панорамный КВ радиоприёмник Р-710
«Чернила» - панорамный КВ радиоприёмник Р-719
«Черноморец» - авиационная ракета-торпеда (опытная)
«Чернослив» - авиационная наземная автомобильная УКВ радиостанция Р-814 (РАС-УКВ-А)
«Чёрный орёл» - перспективный танк (об.640)(«Тарантул»)
«Чибис» - авиационная станция телевизионной разведки И-249Б
«Чибис» - корабельная РЛС
«Чибис» - патрульный катер пр.21850
Предназначен для патрулирования морских акваторий, разведки и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок.
Самолет «Нимрод» MR разработан на основе пассажирского авиалайнера «Комета» 4С, который использовался в ВВС Великобритании с 1955 г. в качестве военного транспортного самолета. Работа по модернизации самолета «Комета» 4С началась в 1964 г., а первый полет опытного самолета состоялся 23 мая 1967 г.
Конструктивно «Нимрод» MR Mk.1 отличался от базовой модели укороченным на 1,98 м фюзеляжем с негерметичной подфюзеляжной корзиной для размещения поискового оборудования и наличием отсека для вооружения длиной 14,78 м. Крыло, хвостовое оперение и шасси остались практически без изменения, кроме отдельных узлов шасси, которые были усилены для работы с большими полетными весами. Внешние отличия включали большой надфюзеляжный киль, контейнер с электронным оборудованием, смонтированный сверху киля, выступающую в хвостовой части фюзеляжа балку для магнитного обнаружителя, прикрепленный на передней стенке топливного бака прожектор и подкрыльевые пилоны для ракет «воздух-поверхность».
На самолете установлены 4 турбовентиляторных двигателя, мощность которых позволяет даже при одном работающем лететь на крейсерской скорости и набирать высоту.
Бортовое прицельно-поисковое оборудование аналогично оборудованию Р-ЗС и включает инерциаль- ную платформу Эллиот ЕЗ, доплеровскую РЛС Декка 67М, дублированный гиромагнитный компас Сперри СМ7, РЛС обнаружения надводных целей EMI ASV- 21D, детектор магнитной аномалии ASQ-10A, систему РЭБ и поисковый прожектор (мощностью 70 млн свечей), но в отличие от Р-ЗС не имеет обзорной ИК-станции.
Вооружение самолета составляют торпеды, глубинные бомбы и мины, которые размещаются в отсеке вооружения. Кроме того, каждая консоль крыла имеет по одному узлу для подвески УР класса «воздух-поверхность», НУР, а также контейнеров с пушками и минами. В хвостовой части герметичного отсека фюзеляжа размещены акустические буи, морские маркеры и другие опознавательные средства.
Самолет «Нимрод» может быть использован и как транспортный – в нем могут разместиться 45 военнослужащих.
С 1975 г. началась модернизация самолета «Нимрод» MR Mk.1 в «Нимрод» MR Mk.2 с более совершенным БРЭО. Кроме того, последний модернизирован для использования новых видов вооружения (фугасные бомбы по 450 кг, кассетные бомбы BL 755, торпеды «Стингрей» и противолодочные УР «Гарпун»). В 1982 г.
16 самолетов были оснащены заправочными штангами На нескольких самолетах «Нимрод» MR Mk 2 были установлены УР «Саидуин- дер» класса «воздух-воздух» (по две на каждом под- крыльевом пилоне)
Самолет способен осуществлять патрулирование в ближней зоне до 12 часов, а на удалении 1850 км от точки вылета – до 6 часов. Дальность полета может быть увеличена за счет размещения в отсеке вооружения дополнительных топливных баков.
В 1973 г началась проработка варианта самолета ДРЛО на базе «Комета» 4С для замены патрульных самолетов «Авро Шеклтон», а в марте 1977 г. британское правительство стало финансировать проект отказавшись от приобретения самолетов Е-ЗА. Первый полет опытного самолета только с передним обтекателем состоялся 28 июня 1977 г., а второго, уже полностью модифицированного, -16 июля 1980 г. Было заказано 11 самолетов, но неполадки, связанные с функционированием систем, привели к сокращению программы выпуска самолетов и впоследствии заказ переориентировали на закупку самолетов Е 3D системы АВАКС
Основное предназначение «Нимрод» AEW.3 – обнаружение распознавание и классификация самолетов кораблей и ракет, управление действиями истребителей и ударных самолетов руководство поисково- спасательными операциями.
Противолодочные самолёты основных капиталистических государств
Полковник П. Иванов
Противолодочные самолеты, состоящие на вооружении базовой патрульной (БПА) и палубной авиации ВМС1 капиталистических государств, являются одним из важных средств, обеспечивающих обнаружение, слежение и уничтожение не только подводных лодок, но и надводных кораблей (судов) противника. Наиболее значительные силы БПА (в количественном и качественном отношении) сосредоточены в США, Японии, Великобритании и Франции. Кроме того, США и Франция располагают не только базовыми патрульными самолетами (БПС), но и палубными противолодочными, состоящими на вооружении авианосной авиации. Ниже дается краткое описание противолодочных самолетов перечисленных стран, а их основные летно-технические характеристики приведены в таблице.
Базовый патрульный самолет Р-3 «Орион» (рис. 1), разработанный.фирмой «Локхид», имеет три основных варианта: Р-3А, В и С. Опытный образец Р-3А впервые взлетел еще в 1958 году. Всего было построено 157 таких машин. Для поиска подводных лодок (ПЛ) они оснащались гидроакустическими буями (РГБ) систем «Джули» (активная) и «Джезебел» (пассивная), магнитным обнаружителем, РЛС и газоанализатором. В качестве вооружения самолет мог нести торпеды, глубинные бомбы, УР «Буллпап» и НАР калибра 127 мм.
Второй вариант БПС (Р-3В), разработанный в период 1963-1965 годов, отличается от Р-3А в основном более мощными и экономичными двигателями. Это позволило увеличить крейсерскую скорость полета и продолжительность патрулирования при двух работающих двигателях (до 8 ч на удалении 1850 км). Радиус действия Р-3В также увеличился и составил около 4000 км. Всего, судя по данным зарубежной печати, было построено 144 такие машины.
В настоящее время самолеты Р-3А и В остаются в резервных подразделениях, а основным является Р-3С, который начал поступать на вооружение в 1969 году. Кроме того, самолеты Р-3 «Орион» различных модификаций поставлялись на экспорт в ряд стран мира: 20 Р-3С - Австралии, шесть - Ирану, 13 - Нидерландам, шесть Р-3К - Новой Зеландии, 11 (Р-3В и С) - Норвегии, шесть Р-3Р - Португалии, семь Р-3А - Испании. Помимо этого, Р-3С производятся в Японии (см. цветную вклейку) по американской лицензии (всего планируется построить около 100 самолетов2, оснащенных частично аппаратурой национального производства), а 18 модифицированных БПС, получивших обозначение СР-140 «Аврора», поставлены Канаде в начале 80-х годов.
Лётно-технические характеристики основных противолодочных самолётов | ||||||
Наименование
самолета (страна- разработчица), год принятия на вооружение |
Экипаж, человек | Макс. взлетная масса (пустого), т | Макс. скорость, км/ч (на высоте, м) | Перегоночная дальность (радиус действия1 ), км | Размеры: длина х высота х размах крыла, м | Вооружение или полезная масса, кг) |
количество двигателей х тяга. кгс (или мощность, л. с.) | практический потолок, м | время патрулирования, ч (на удалении, км) | площадь крыла, м2 | |||
Базовые патрульные самолеты |
||||||
Р-7А (США)2 1995 | * | 77,7(*) | *(*) | *(*) | 34,3х10х32,4 | ПНР «Гарпун», торпеды, мины, бомбы, 150-300 РГБ (12 860, в том числе 3400 без учета наружных узлов подвески) |
4 х (5150) | 10 670 | 4 (3500) или 6 (3000) | 133,5 | |||
P-3C «Орион» (США), 19693 | 10-12 | 64,4 (27,9) | 760 (4600) | 7600 (3100-4000) | 35,6х10.3х30,4 | 8 ПКР «Гарпун», торпеды, бомбы, мины. НАР. 87 РГБ (9000) |
4 х (4910) | 8600 | 3 (2500) | 120 | |||
«Нимрод» MR.2 (Великобритания). 1979 | 12 | 87 (39) | 920 (10 000) | 9000 (*) | 38,6х9х35 | ПКР «Гарпун», торпеды, глубинные бомбы. УР AS.12 (6100) |
4 х 5500 | 12 800 | *(*) | 197 | |||
Бреге 1150 «Атлантик» {Франция, ФРГ, Италия), 1965 | 12 | 43,5 (24) | 660 (6000) | 8000 (1000-3600) | 31,8x11,3х36,3 | Торпеды, глубинные бомбы, ПКР «Экзосет» и УР AS.12 (5500) |
2 х (6100) | 9100 | *(*) | 120,3 | |||
«Атлантик-2» (Франция, ФРГ, Италия), 1989 | 12 | 46,2 (26,5) | 590 (0) | 9070 (до 3650) | 31,6х10.9х37,4 | 3 Торпеды, бомбы, ПКР АМ-39 «Экзосет» (3000) |
2 х (6100) | 9100 | 8(1100) | 120 | |||
P-2.J4 (Япония). 1969 | 12 | 34(19,3) | 400 (*) | 4500 (2200) | 29,2х8,9х30,9 | Торпеды, глубинные бомбы, мины. НАР (3600) |
2х1550 и 2х(3060) | 9150 | (*) | 92,2 | |||
Палубные противолодочные самолеты |
||||||
S-2E «Треккер» (США), 1962 | 4 | 13,2 (8,5) | 430 (0) | 1600 (370) | 13,3х5,1х22,1 | Торпеды, глубинные бомбы, НАР, 32 РГБ (2200) |
2 х (1525) | 6400 | 6(*) | 46,1 | |||
S-3A «Викинг» (США), 1974 | 4 | 23.8 (12) | 830 (0) | 5500 (850 - *) | 16,3х6,9х20,9 | Торпеды, бомбы, мины, НАР (4500) |
4 х 4080 | 10 700 | * (*) | 55,6 | |||
«Ализе» (Франция), 1959 | 3 | 8,2 (5,7) | 470 (3000) | *(600) | 13,7х5х15,6 | Торпеды, бомбы, УР AS.I2, НАР (980) |
1 х (1975) | 6250 | *(*) | 36 | |||
1
В
зависимости от боевой нагрузки и профиля
полета. 2 Проект LRAACA. 3 В вооруженных силах Канады этот самолет имеет наименование СР-140 «Аврора». 4 Разработан фирмой «Кавасаки» на базе американского самолета P-2V7 «Нептун». |
Вооружение самолета P-3C размещается в отсеке (2х0,8х3,9 м) и на десяти наружных узлах подвески. Варианты загрузки (в фюзеляжном отсеке вооружения): одна мина Мк25, 39, 55 или 56 (калибр 2000 фунтов); три мины Мк36 или 52 (1000 фунтов); три глубинные бомбы Мк57; восемь бомб Мк54; четыре торпеды Мк44 или 46 (общей массой 3200 кг). На наружных узлах могут подвешиваться мины, торпеды, НАР, УР «Буллпап» и ПКР «Гарпун». Самолет оснащается морскими маркерами, двумя батитермографическими буями и осветительными бомбами, сбрасываемыми на парашютах.
На протяжении всего периода эксплуатации P-3C их бортовое радиоэлектронное оборудование (РЭО) постоянно совершенствовалось. Сначала была первая модификация (Update-I), затем вторая (Update-II), а после нее третья (Update-Ill). Самолет P-3C с оборудованием третьей модификации поступил на вооружение в 1984 году.
В настоящее время завершается программа испытаний нового РЭО четвертой модификации (Update-IV), которое, по оценкам западных специалистов, будет иметь в 5 раз большие возможности по обнаружению современных подводных лодок, обладающих малой шумностью. В частности, считается, что его возможности по обработке данных от гидроакустических средств возрастут в 2,5 раза, в 8 раз увеличится емкость запоминающего устройства (ЗУ) ЭВМ обработки сигналов, в 30 - емкость ЗУ ЭВМ управления средствами отображения и в 5 - среднее время наработки на отказ. В итоге, как сообщает зарубежная печать, вероятность успешного решения задач, стоящих перед самолетами P-3C, может возрасти до 0,97.
Рис. 1. Силуэты самолета Р-3С «Орион» |
Рис, 2. Силуэты самолета S-3A "Викинг" |
Рис. 3. Силуэты самолета S-2E «Треккер» |
Рис. 4. Силуэты самолета «Нимрод» MR. 2 |
Рис, 5, Силуэты самолета "Атлантик" |
Рис. 6. Базовый патрульный самолет «Атлантик-2» |
Рис. 7. Силуэты самолета «Ализе» |
Рис. 8. Силуэты самолета P-2J |
Update-IV разрабатывается фирмой «Боинг» по контракту стоимостью 244 млн. долларов, заключенному с ВМС в июле 1987 года. Его опытный комплект фирма должна поставить в середине текущего года, а спустя год или полтора начать установку нового оборудования на существующие самолеты (всего планируется закупить не менее 80 комплектов). Кроме того, аналогичную аппаратуру планируется установить и на перспективный базовый патрульный самолет Р-7А, разрабатываемый фирмой «Локхид» по программе LRAACA (Long Range Air Antisubmarine Warfare Capability Aircraft)3. В ее состав входят:
Система распределения данных на базе значительного числа микро-ЭВМ фирмы «Мотороллла», собранных на больших и сверхбольших интегральных микросхемах. Считается, что использование таких ЭВМ позволит производить взаимную корреляцию данных от различных средств обнаружения, что обеспечит большую надежность сопровождения выявленной цели.
ЭВМ AN/UYS-2 обработки сигналов от РГБ, которая может обрабатывать сигналы одновременно от 54 буев системы «Дифар», поступающие через приемник AN/ARR-76, и от новых РГБ AN/SSQ-75. Система регистрации сигналов буев, обладающая высокой производительностью, позволит вести запись данных со скоростью 30Мбайт/с в течение 7,4 ч.
РЛС AN/APS-137 с инверсной синтезированной апертурой антенны, позволяющая обнаруживать и идентифицировать надводные корабли на значительных удалениях и обеспечивающая целеуказание для ПКР «Гарпун».
Инфракрасная станция переднего обзора AN/AAS-36.
- Аппаратура радиоэлектронной разведки AN/ALR-66(V)5, спутниковой связи,
спутниковой системы навигации НАВСТАР, радионавигационной системы «Омега».
Стандартная инерциальная навигационная система.
Базовый патрульный самолет СР-140 «Аврора» фактически является модификацией P-3C «Орион», созданной фирмой «Локхид» в конце 70-х годов по заказу Канады. Конструктивно (планер, силовая установка, основные системы) он подобен своему прототипу. Главные отличия заключаются в компоновке отсека операторов и комплектации радиоэлектронного оборудования, частично состоящего из элементов РЭО самолетов P-3C и S-3A «Викинг», а также из новых систем.
Экипаж самолета 11 человек: два летчика, бортинженер, шесть операторов бортовых систем и два наблюдателя.
Основой радиоэлектронного оборудования самолета СР-140 является центральная ЭВМ AN/AYK-10 с емкостью запоминающего устройства 65500 слов (имеется возможность увеличить ее еще на 127 000 слов). К поисковой аппаратуре относятся РЛС AN/APS-116, ИК станция переднего обзора OR-89/AA, магнитный обнаружитель ASQ-501 и до 100 РГБ систем «Лафар» и «Дифар» (с процессом обработки сигналов OL-82). В состав бортового оборудования входят, кроме того, инерциальная навигационная система LN-33, доплеровская РЛС APN-208, аппаратура радионавигационных систем «Омега» и «Такан», а также опознавания и посадки по приборам, станция радиоэлектронной разведки AN/ALR-47, средства KB и УКВ радиосвязи, радиовысотомер. На БПС может устанавливаться и аэрофотоаппарат (АФА) КА-107, который будет использоваться как днем, так и ночью (при подсветке цели с самолета).
Вооружение БПС размещается в бомбоотсеке (максимальная нагрузка 2180 кг) и на десяти подкрыльевых узлах подвески с расчетной нагрузкой от 280 до 1100 кг. В состав вооружения могут входить ПКР «Гарпун», торпеды, глубинные бомбы и мины.
Всего для ВВС Канады в 1981 - 1982 годах было поставлено 18 машин СР-140 -«Аврора».
Палубный противолодочный самолет S-3A «Викинг» (рис. 2), разработанный американской фирмой «Локхид», впервые взлетел в январе 1972 года, а серийное производство (187 машин) для авиации ВМС США завершено в 1978-м. S-3A заменил устаревшие самолеты аналогичного назначения S-2 «Треккер».
Крыло самолета «Викинг» трапециевидное, со стреловидностью по передней кромке 15°. Для удобства размещения на авианосцах его консоли складываются. Силовая установка состоит из двух двухконтурных ТРД TF-34-GE-2 тягой по 4080 кгс. Емкость внутренних топливных баков 7190 л. Для увеличения дальности полета под крылом самолета могут устанавливаться два подвесных сбрасываемых топливных бака по 1140 л.
Поисковое оборудование самолета входит в состав боевой информационно-управляющей противолодочной системы A-NEW (наряду с пилотажно-навигационным и связным оборудованием, а также подсистемой управления оружием) и включает: РЛС AN/APS-116, выдвижную ИК станцию переднего обзора, магнитный обнаружитель AN/ASQ-81, до 60 РГБ (систем «Лафар», «Дифар», «Касс», «Дикэсс»), а также панорамный АФА КВ-18А. Для обработки информации все компоненты A-NEW объединяются с ЭВМ AN/AYK-10.
Вооружение самолета размещается в бомбоотсеке (четыре мины МкЗ6 или Мк53; четыре торпеды Мк46 или четыре бомбы Мк82 калибра 500 фунтов; две глубинные бомбы Мк57; четыре глубинные бомбы Мк54) и на двух подкрыльевых узлах подвески (мины Мк52, 55 или 56, бомбовые кассеты Мк20-2, НАР калибра 70 или 127 мм).
С целью повышения боевых возможностей самолетов «Викинг» командование ВМС США заключило в 1986 году контракт с фирмой «Локхид» по их модернизации путем оснащения комплектами более совершенного радиоэлектронного оборудования. Как сообщается в зарубежной печати, на модернизированные самолеты, получившие обозначение S-3B, устанавливается улучшенный процессор обработки сигналов РЛС, что повышает ее разрешающую способность, новая аппаратура приема и обработки сигналов РГБ, радиотехнической разведки и РЭБ. Предусматривается также возможность подвески на подкрыльевые узлы S-3B двух ПКР «Гарпун». Первый комплект нового электронного оборудования (из 22 заказанных) был установлен на самолет «Викинг» в конце 1987 года. Всего, судя по данным зарубежной печати, для модернизации потребуется около 160 таких комплектов.
В более отдаленной перспективе возможна замена S-3B «Викинг» новым самолетом - SV-22A «Оспрей» с поворотными двигателями.
Палубный противолодочный самолет S-2 «Треккер» (рис. 3) разработан американской фирмой «Грумман». Опытный образец впервые поднялся в воздух в конце 1952 года. За период производства (до 1968 года) было построено более 1000 машин различных модификаций этого типа, которые поставлялись не только для авиации ВМС США, но и на экспорт. Последняя из них (S-2E) принята на вооружение в 1962 году. В частности, сообщалось, что 26 таких самолетов было поставлено Нидерландам, 40 - Италии, шесть - Аргентине, 12 - Бразилии, 60 - Японии, 14 - Австралии, 25 - Южной Корее, 32 - Тайваню, семь - Таиланду, 33 - Турции, 8- Венесуэле, 11 - Перу. Кроме того, по лицензии фирмы «Грумман» около 100 машин было построено в Канаде, где они получили обозначения CS-2F1 и CS-2F2. В перечисленных выше странах самолеты «Треккер» были включены главным образом в состав противолодочной авиации берегового базирования.
Основными самолетными средствами поиска подводных лодок (ПЛ) являются РГБ систем «Джули» и «Джезебел», магнитный обнаружитель, газоанализатор, РЛС и прожектор. Его вооружение располагается в бомбоотсеке (две торпеды или две глубинные бомбы) и на шести подкрыльевых узлах подвески (торпеды, глубинные бомбы, НАР). Для удобства размещения на палубе авианосца консоли крыла самолета могут складываться.
Базовый патрульный самолет «Нимрод» создан английской фирмой «Хаукер Сиддли» на базе пассажирского самолета «Комета»4С. Первый вариант БПС («Нимрод» MR.1) строился с 1968 года. Всего для ВВС Великобритании было поставлено 46 таких машин, из которых 11 были впоследствии переоборудованы самолеты ДРЛО. 35 оставшихся БПС были модернизированы и оснащены более совершенным радиоэлектронным и поисковым оборудованием, после чего они получили обозначение «Нимрод» M.R.2 (рис. 4). Программа переоборудования была начата в 1975 году, а в 1979-м первый самолет «Нимрод» MR.2 поступил в авиационные части ВВС.
По конструкции БПС представляет собой четырехдвигательный моноплан с низкорасположенным крылом, стреловидность которого по передней кромке составляет 20°. Двигатели двухконтурные типа RB168-20 «Спей» Мк250 фирмы «Роллс Ройс». Два внешних двигателя оснащены устройствами реверса тяги. Топливо размещается в фюзеляжных, интегральных крыльевых и двух внешних крыльевых топливных баках (общая емкость 48 780 л). Для увеличения дальности полета до шести дополнительных топливных баков могут устанавливаться в бомбоотсеке.
Экипаж самолета включает 12 человек - два летчика, бортинженер, штурман, оператор контроля тактической обстановки, радист, оператор РЛС, два оператора управления гидроакустическими средствами, оператор управления магнитным обнаружителем и средствами радиоэлектронной разведки и два наблюдателя.
В
состав бортового оборудования БПС «Нимрод» MR.2 входят:
- поисковая РЛС «Сёрчуотер» с цифровым процессором обработки сигналов FM1600D,
предназначенная для обнаружения надводных кораблей и ПЛ под перископом, которая
позволяет одновременно сопровождать несколько целей и может работать в условиях
применения средств РЭБ;
- система обработки гидроакустических сигналов AQS-901 (ее основу составляют дзе
цифровые ЭВМ типа 920-АТС), которая может обрабатывать сигналы РГБ таких систем
капиталистических государств, К£к «Барра» (Австралия), «Тандем» (Канада), «Джезебел»,
«Дикасс», «Дифар» и "Рэнджер" (США) и CAMBS (Великобритания); для приема
сигналов от буев на самолете установлен 96-канальный приемник AD130, работающий
в диапазоне частот 140-176 МГц;
- магнитный обнаружитель, размещенный в хвостовой балке самолета;
- средства радиоэлектронной разведки;
- доплеровская навигационная РЛС;
- аппаратура радионавигационных систем «Такан» и «Лоран»;
- поисковый прожектор (сила света 70 млн. кд), расположенный в передней части
правого внешнего крыльевого топливного бака);
- активные и пассивные РГБ и их пусковые установки, размещаемые в герметичном
отсеке БПС (длина 9,14 м).
Вооружение самолета «Нимрод» MR.2 располагается в негерметичном бомбоотсеке длиной 14,78 м. В 1982 году, в период англо-аргентинского военного конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов, 16 БПС «Нимрод» MR.2, а затем и остальные прошли модернизацию, обеспечившую возможность подвески на них УР «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух» (для самообороны), ПКР «Гарпун» и торпед «Стингрей». Кроме того, самолеты были оснащены системой дозаправки топливом в воздухе, что позволило (при наличии дополнительного летчика и штурмана) увеличить продолжительность их полета до 19 ч.
Базовый патрульный самолет Бреге 1150 "Атлантик" (рис. 5) разработан совместно фирмами «Дасео-Бреге» (Фракция), «Дорнье» и МВВ (ФРГ), «Фоккер» (Нидерланды) и «Аэриталиа» (Италия). Они же участвовали в производстве отдельных элементов планера, а сборку БПС вела фирма «Дассо- Бреге». Опытный образец самолета совершил свой первый полет з 1961 году. Серийное производство началось в 1965 году и завершилось в 1774 м. Всего было построено 87 машин, из которых 40 поставлены Франции, 20 - ФРГ (см. цветную вклейку), 18-Италии и девять - Нидерландам.
По своей конструкции самолет представляет собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом. Его силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей «Тайн» Мк21. Общая емкость внутренних топливных баков 21 000 л.
Экипаж самолета 12 человек: два летчика (командир или первый пилот, второй пилот), координатор тактической обстановки (главный оператор), штурман, два оператора системы РГБ, бортмеханик, радист, оператор РЛС, оператор средств РТР и два наблюдателя.
Поисковое оборудование самолета «Атлантики включает РЛС, магнитный обнаружитель, расположенный в хвостовой балке, систему РГБ и морские маркеры.
Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке, - стандартные бомбы, состоящие на вооружении стран НАТО, американские или французские глубинные бомбы, НАР и торпеды типов Мк44 и (или) L4. Кроме того, на четырех подкрыльевых узлах подвески может размещаться по одной УР класса «воздух - поверхность».
Базовый патрульный самолет «Атлантике», созданный для замены в 1989-1996 годах БПС Бреге 1150 «Атлантик», должен, по замыслу военного руководства Франции, более эффективно решать задачи по борьбе с современными подводными лодками и надводными кораблями противника. Он разработан на базе планера своего предшественника и отличается от последнего более совершенным поисковым оборудованием, составом вооружения и улучшенным антикоррозийным покрытием. Кроме того, при его проектировании были использованы новые технологические и конструкторские решения, позволившие улучшить эксплуатационные характеристики БПС и увеличить его ресурс, как минимум, до 12 000 летных часов.
Разработка БПС «Атлантик-2» (рис. 6) началась в конце 1978 года, а уже в 1981-м его опытный образец (создан путем модернизации «Атлантик») совершил свой первый полет. Второй, аналогично созданный образец впервые взлетел в 1982 году. Решение о развертывании серийного производства нового БПС было принято s 1984 году (фактически началось в 1988 м). Всего для ВМС Франции в период до 1996 года планируется построить 42 таких самолета со средним темпом производства пять-шесть машин в год. Производство «Атлантик-2» также осуществляется на межнациональной основе с участием фирм, которые были заняты и в реализации программы строительства БПС «Атлантик».
Поскольку основой нового самолета послужил «Атлантик», то его аэродинамическая схема и силовая установка остались неизменными. Однако запас топлива на БПС «Атлантик-2», размещаемый в четырех интегральных крыльевых топливных баках, увеличен и составляет 23 120 л. Его экипаж 12 человек: два летчика, штурман, бортинженер, оператор средств РЭБ, РТР и магнитного обнаружителя, оператор РЛС, координатор тактической обстановки, два оператора гидроакустических средств и три наблюдателя (один в носовой части фюзеляжа и два в хвостовой).
В
состав поискового оборудования нового самолета входят:
- РЛС переднего обзора с высокой разрешающей способностью «Игуана» (размещается
на выдвижной платформе в нижней части фюзеляжа перед бомбоотсеком), которая
позволяет обнаруживать крупные надводные корабли на дальностях 275-370 км, а
подводные лодки под РДП - 40-65 км (при спокойном море);
- система радиогидроакустических буев (до 78 РГБ) и морских маркеров;
- магнитный обнаружитель (в хвостовой балке) с цифровой обработкой сигнала;
- ИК станция переднего обзора (под носовой частью самолета);
- средства радиоэлектронной разведки и РЭБ;
- аэрофотоаппараты;
- газоанализатор.
Обработка сигналов, поступающих от различных средств обнаружения, производится с помощью центральной ЭВМ типа 125Х с емкостью ЗУ 512 тыс. слов. Обработанные данные отображаются на соответствующих индикаторах.
Другими радиоэлектронными системами самолета являются KB и УКВ радиостанции,
радиовысотомер, радиокомпас, две инерциальные навигационные системы, аппаратура
спутниковой навигационной системы НАВСТАР, система опознавания и система посадки
по приборам.
Основное вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке, включает: две ПКР «Экзосет»
(АМ-39) либо восемь торпед Мк46; семь торпед «Мурена» либо девять глубинных бомб
калибра 250 кг; могут также подвешиваться обычные и глубинные бомбы, состоящие
на вооружении стран НАТО. Типичным вариантом загрузки бомбоотсека считается одна
ПКР «Экзосет» (АМ-39) и три торпеды. Кроме того, под крылом БПС имеются четыре
узла подвески для УР, НАР и контейнеров с оборудованием. Суммарная расчетная
нагрузка этих узлов 3500 кг.
В иностранной печати отмечается, что самолеты «Атлантик-2» могут поставляться (в случае заказа) и в другие страны,прежде всего в те, которые ранее приобрели самолеты Бреге 1150 «Атлантик». Сообщается также, что ФРГ решила заменить устаревшие самолеты «Атлантик» не новой его модификацией, а разрабатываемым американским самолетом Р-7А (LRAACA).
Французский палубный противолодочный самолет Бреге 1050 «Ализе» (рис. 7) принят на вооружение в 1959 году. Всего для ВМС Франции было заказано 75 таких машин, из которых к настоящему времени осталось 30 (из них девять учебных). Поисковое оборудование включает РЛС с выдвигаемой из фюзеляжа антенной и ограниченное количество РГБ, размещаемых в передних частях крыльевых гондол основных стоек шасси.
Вооружение самолета находится в бомбоотсеке (одна торпеда или до трех бомб калибра 175 кг) и на двух подкрыльевых узлах (по одной УР AS-12 или по три НАР калибра 127 мм). В целом самолет Бреге 1050 «Ализе» считается устаревшим, поскольку его оборудование и вооружение не позволяют вести успешную борьбу с современными подводными лодками.
Базовый патрульный самолет P-2J (рис. 8) разработан японской фирмой «Кавасаки» на базе американского самолета аналогичного назначения P-2V7 «Нептун» и относится к устаревшим образцам. Его серийное производство началось в 1969 году. Всего фирма построила 83 самолета, последний из которых поставлен ВМС Японии в 1979 году. В настоящее время они заменяются новыми БПС Р-3С «Орион».
По конструкции самолет представляет собой моноплан со среднерасположенным прямым крылом. Особенностью силовой установки, состоящей из четырех двигателей, является то, что два внутренних двигателя типа T64-IHI-10E турбовинтовые, а два внешних типа J3-IHI-7D турбореактивные. Топливо размещается в крыльевых топливных баках общей емкостью 11430 л. Экипаж самолета 12 человек, включая двух летчиков и десять операторов бортовых систем.
Основными элементами поискового оборудования являются: РЛС AN/APS-80-N, магнитный обнаружитель HSQ-101, РГБ систем «Джули» и «Джезебел», индикатор отображения тактической обстановки HSA-116 и поисковый прожектор в передней части контейнера, установленного на конце правой консоли крыла.
Вооружение самолета, размещаемое в бомбоотсеке и на подкрыльевых узлах подвески, может включать до 16 глубинных бомб, четыре торпеды, мины и НАР калибров 55 и 127 мм 4 .
1 В некоторых странах (Великобритании, Канаде, Австралии и других) базовая патрульная авиация организационно входит в состав ВВС. - Ред.
2 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 12. - С. 61- 64. - Ред.
3 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение, - 1988. - № 8. - С. 47 - 52; № 9 - С. 52-57. - Ред.
4 Подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение. - 1988. - № 9. - С 55- 56. - Ред.
Зарубежное военное обозрение №6 1990 С.53-60