Елеонская гора в Иерусалиме: главные святыни и достопримечательности. Иерусалим, масличная гора Елеонская масличная гора
Гробница Божией Матери расположена в погребальной пещере, находившейся на древнейшем кладбище, которое простирается в Кедронской долине и по склону Елеонской горы. Здесь были погребены родители Пресвятой Девы Марии - праведные Иоаким и Анна, а также святой Иосиф Обручник. Здесь же пожелала быть погребенной и Она Сама.
Успение Божией Матери произошло, как полагают, в 57 году по Р.Х. Многие чудесные события сопровождали его. Чудесным образом все апостолы были собраны в Иерусалим к одру Пресвятой Девы. Но святой апостол Фома, по Промыслу Божию, отсутствовал при погребении. Он смог прибыть в Гефсиманию только на третий день. Апостол Фома так скорбел, что не смог проститься с Божией Материю, так горевал, что не удостоился Ее последнего благословения, что для него открыли гробницу. Однако, тела Пресвятой Богородицы уже не оказалось в ней, ибо Господь вознес Ее в Небесные обители. А на гранитном ложе остался лишь букет живых цветов, и повсюду было разлито благоухание. Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица явилась ему в небесной славе и оставила в дар и благословение свой пояс, который, по преданию, упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре святой Марии Магдалины.
Уже в IV веке над гробницей Божией Матери был воздвигнут храм, имевший в плане форму креста. Эта церковь сильно пострадала при персидском нашествии, была перестроена крестоносцами, затем вновь разрушена мусульманами. Нынешний храм сохранил первоначальный крестообразный план. Войдя в него, мы спускаемся глубоко вниз. Примерно посередине лестницы в нише справа расположены гробницы праведных Иоакима и Анны, а слева - праведного Иосифа Обручника. Спустившись в храм, справа мы видим небольшую часовню, потроенную на месте погребения Божией Матери. Внутри часовни находится каменное ложе, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы. За часовней - еще одна святыня Гефсимании - чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная русской монахиней Горненского монастыря. Храм в настоящее время принадлежит православным и армянам.
"Радуйся, Обрадованная, во Успении нас не оставляющая!"
Среди кипарисов и оливковых деревьев на склоне Елеонской горы выделяется пятиглавый храм, построенный в характерном русском стиле.
Этот храм, посвященный святой равноапостольной Марии Магдалине, был построен здесь Российским Императором Александром III с братьями
в память их матери Императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II, чьей небесной покровительницей была святая Мария Магдалина.
Участок для строительства был приобретен на средства Императорской семьи.
Освящение храма состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября 1888 года.
На торжествах присутствовал Великий Князь Сергий Александрович (возглавлявший Императорское Православное Палестинское Общество)
с супругой, Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Это паломничество произвело глубочайшее впечатление на
Великую Княгиню. "Как бы я хотела быть погребенной здесь", - сказала она тогда.
Великая Княгиня Елизавета Феодоровна после убийства ее мужа террористом, удалилась от мира и устроила в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. "Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим мимо чужих скорбей, не понимая, что делить свое горе - это его уменьшить, а делить свою радость - это ее увеличить. Откроем наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согрело," - говорила Великая Княгиня.
В 1918 году Великая Матушка - как именовали ее в России за ее великую любовь к людям и самоотверженное служение делам милосердия - была арестована большевиками и вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой приняла мученическую кончину в Алапаевске, на Урале. 18 июля 1918 года преподобномученицы Елизавета и Варвара были живыми сброшены в старую шахту. После чего шахту забросали гранатами. Вместе с ними пребывали в заключении и были замучены Великий Князь Сергей Михайлович со своим верным помощником Федором Семеновичем Ремезом, добровольно последовавшим за ним в ссылку, молодой Князь Владимир Павлович Палей и трое сыновей Великого Князя Константина (К.Р.) - Великие Князья Иоанн, Константин и Игорь. Мученики скончались не сразу, они умирали в мучениях от голода, жажды и ранений. Несколько дней окрестные жители слышали из шахты пение Херувимской. Когда Алапаевск был занят Белой Армией, тела мучеников были извлечены из шахты. Елизавета Федоровна упала на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней упал Великий Князь Иоанн, голова которого была перевязана ее апостольником. Тело Великой Матушки было найдено совершенно нетленным, пальцы ее правой руки были сложены для крестного знамения. "Я чувствую себя недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая окружала меня в России... Что даже минуты скорби освящены таким утешением свыше... что я могу сказать одно: «Слава Богу за все»", - говорила она.
Отступая с Урала, части Белой Армии вывезли тела Алапаевских мучеников в Читу, затем в Китай. Тела же преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары были в 1921 году перевезены в Иерусалим и были погребены в крипте Гефсиманского храма святой Марии Магдалины. В 1981 году Русской Православной Зарубежной Церковью Алапаевские мученики были причислены к лику святых. Тогда мощи преподобномучениц были торжественно перенесены в храм равноапостольной Марии Магдалины. В 1992 году преподобномученица Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара были прославлены Русской Православной Церковью. День их памяти празднуется 18 июля. Мощи Великой Княгини почивают в мраморной раке справа от алтаря, а мощи инокини Варвары - в такой же раке слева. "Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой все сильнее греховными волнами, чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас" (Великая Княгиня Елисавета).
Обитель при храме равноапостольной Марии Магдалины возникла в 30-е годы XX века. Ее основали сестры Вифанской женской общины во главе с игуменией Марией (Робинсон). Подробнее об этой общине рассказано в связи с Вифанией.
В храме у солеи справа находится чудотворный образ Божией Матери Гефсиманская Одигитрия . Эту икону в 1939 году подарил первой игумении обители Марии митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), объяснив, что такова воля Царицы Небесной. Позднее он рассказал, что ему трижды являлись святые великомученицы Екатерина и Варвара и говорили, что Пресвятая Матерь Божия просит отдать Ее святую икону игумении Марии в Палестину и что там она должна оставаться. Митрополит Илия дал вместе с иконой и удостоверение, в котором указывалось, что образ передается в собственность Гефсиманской обители и что эта икона называется Одигитрия, Неопалимая Купина, Исцелительница, Скоропомощница. В Ливане икона прославилась многими чудесами. Во время пожара, когда сгорело все село и церковь, в которой находилась икона, огонь не тронул только Святые Дары и этот образ.
Икона была совершенно черной, потемневшей от времени, ни изображения, ни красок на ней разглядеть было практически невозможно. Образ прибыл в Гефсиманию на Страстной седмице. Тотчас перед ним отслужили молебен, во время которого исцелился смертельно больной священник обители (у него был рак желудка, батюшка очень страдал и не был уверен, что доживет до Пасхи). А на следующий день икона чудесным образом обновилась, ее краски просветлели и образ стал чистым и ясным. От иконы стали истекать многочисленные исцеления. А однажды, во время чтения Акафиста, из глаз Пречистой потекли слезы, чему были свидетелями многие.
На территории обители расположено несколько почитаемых святых мест. Это камень, на который упал пояс Божией Матери, сброшенный Ею в утешение апостолу Фоме, опоздавшему к Ее погребению. Лестница, являющаяся частью древней дороги через Елеон в Иерусалим, по которой, очевидно, ходил Спаситель с учениками и по которой Он совершал Свой торжественный Вход в Иерусалим перед Крестными страданиями. Пещера, в которой отдыхали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя и в которой, возможно, неоднократно ночевал и Сам Господь с учениками, поскольку Он любил удаляться для ночного отдыха в Гефсиманию.
Место побиения камнями первомученика архидиакона Стефана
Святой архидиакон Стефан был первым, кто принял мученическую кончину за Христа. В Кедронской долине рядом с Гефсиманией
находится место, на котором, по преданию, был побит камнями первомученик.
В V веке здесь была воздвигнута православная базилика. Современный греческий храм был построен в XX веке.
Мощи святого апостола были обретены в 415 году и вскоре перенесены в Константинополь.
Елеон. Место Вознесения Господня
Елеонская гора - по-русски масличная, оливковая, - получила свое название от множества оливковых деревьев, растущих на ней.На вершине Елеонской горы находится место, откуда Спаситель вознесся на Небо в сороковой день после Воскресения. Это место свидетельства, что Господь всегда с нами, что Его благословение всегда пребывает в Церкви и хранит ее. Христос вознесся с простертыми в благословении руками и со словами: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).
В 387 году здесь был построен большой восьмиугольный храм с открытым куполом, чтобы молящиеся могли видеть над собой небо, куда вознесся Господь. Храм этот был разрушен персами, после чего восстановлен уже в меньших размерах. В 1187 году христианский храм был превращен в мечеть и перестроен. В частности, был закрыт купол. Сейчас здесь небольшая часовня, внутри которой находится камень, на котором, по преданию, в момент Вознесения остался отпечаток стопы Спасителя. До нынешнего времени это место принадлежит мусульманам, которые даже взимают плату за вход. Христианское богослужение здесь дозволено совершать только раз в году - на праздник Вознесения Господня.
"Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон" (Деян.1:9-12).
Елеон. Малая Галилея
Местность на одной из вершин Елеонской горы (слева, если смотреть со стороны старого города на Елеон) именуется Малая Галилея, т.к., там останавливались жители Галилеи, приходившие в Иерусалим на праздники. Именно здесь несколько раз являлся Спаситель ученикам по Воскресении. Сейчас в Малой Галилее находится греческий православный храм и летняя резиденция Иерусалимского Патриарха.На месте одного из явлений апостолам Воскресшего Спасителя в саду построена часовня (это явление описано в шестом воскресном Евангелии). В ней за престолом находятся фрагменты 2 столпов, возведенных в древности на месте Вознесения Господня в память двух ангелов, явившихся апостолам тотчас после Вознесения. Эти столпы были перенесены в Малую Галилею, когда место Вознесения Христова стало принадлежать мусульманам. В большом двухэтажном храме на первом этаже под престолом - еще одно место явления Воскресшего Спасителя (явление, описанное в первом воскресном Евангелии), а в верхнем храме - большой Крест, который до пожара 1808 года стоял на Голгофе в храме Гроба Господня. Тогда произошло чудо: когда огонь достиг этого Креста, изображение Спасителя абсолютно не пострадало, огонь не причинил ему никакого вреда. В храме много русских икон. Также, в этом большом храме находится усыпальница Иерусалимских патриархов.
В конце аллеи, ведущей на юг, находится небольшой храм, возведенный на том месте, где молилась Пречистая Матерь Божия после Вознесения Сына и где архангел Гавриил с райской ветвью в руках возвестил Ей о предстоящем Успении. Под престолом этой церкви - камень, на котором стояла Пресвятая Богородица. Иконостаса в этом храме нет. В этой церкви была погребена святая мироносица Сусанна. А на улице слева - могила преподобных Феогена и Илария.
За этим храмом похоронен игумен Серафим (Кузнецов) – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского монастыря, сопровождавший тела Алапаевских мучеников в Читу, а затем в Китай. Он же перевез потом мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары в Иерусалим. Иерусалимский Патриарх Дамиан выделил игумену Серафиму кусочек земли, где тот построил себе келью и прожил в ней оставшуюся жизнь.
Елеон. Спасо-Вознесенский женский монастырь
Эта обитель находится на самой вершине Елеонской горы рядом с местом Вознесения Господня. Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870-е годы архимандритом Антонином (Капустиным). Первоначально здесь планировалось устроить мужскую обитель, но этот замысел не осуществился, и в начале XX века на Елеоне образовалась женская монашеская община. В настоящее время монастырь находится в ведении Русской Зарубежной Церкви.Главный храм обители - Спасо-Вознесенский собор. Справа от входа в храм почитается камень с того места, на котором, по преданию, стояла Божия Матерь во время Вознесения Христова. В соборе справа от алтаря у солеи находятся мощевики с мощами многих святых и две чтимые иконы Божией Матери: чудотворная икона Елеонская Скоропослушница и образ Взыскание погибших, написанный русскими паломниками в благодарность за спасение при кораблекрушении. Слева - могила архимандрита Антонина (Капустина) - самого выдающегося начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за всю ее историю, внесшего огромный вклад в развитие Русской Палестины. Он сделал поразительно много: приобрел для России множество земельных участков, построил множество храмов, создал несколько монашеских обителей, устроил приюты для паломников. Именно благодаря ему многие святые места на этой благословенной земле принадлежат православным христианам. Причем, вся эта деятельность крайне осложнялась из-за турецкого мусульманского владычества, бывшего тогда в Палестине.
За алтарем Вознесенского храма - часовня, построенная на месте древней церкви. Внутри часовни - место 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи. В часовне сохранился мозаичный пол IV века из древнего византийского храма.
Одной из достопримечательностей обители является высокая колокольня, именуемая "Русская свеча". До сих пор это самое высокое сооружение в Иерусалиме. Ее высота 64 метра. Колокола для Елеонского монастыря отливались в России на народные пожертвования. Главный Елеонский колокол весом в 308 пудов был заказан благочестивым Соликамским купцом Александром Рязанцевым. Но когда пароход с колоколом причалил к берегу в порту Яффы, турецкие власти спохватились, что колокольный звон они не дозволяют, и запретили везти колокол в Иерусалим. Тогда русские паломники, преимущественно, женщины, тащили колокол в Иерусалим волоком.
Елеон. Место подвигов преподобной Пелагии Антиохийской
Недалеко от места Вознесения Господня находится пещера, в которой подвизалась преподобная Пелагия и где почивают мощи этой святой подвижницы. Пещера принадлежит мусульманам и находится на территории мечети в небольшом здании. Для православных это место открывают в день памяти преподобной - 8/21 октября. Преподобная Пелагия родилась в Антиохии, была очень красива собой и вела распутную жизнь. Услышав проповедь епископа Нонна о Страшном Суде, Пелагия ужаснулась своей грешной жизни, принесла покаяние и приняла крещение. После этого она, переодевшись в мужскую одежду и назвавшись иноком Пелагием, удалилась в Иерусалим на Елеонскую гору, где затворилась в пещере и достигла высоких духовных дарований.Масличная
Координаты : 31°47′00″ с. ш. 35°15′03″ в. д. / 31.783333° с. ш. 35.250833° в. д. (G) (O) (Я) 31.783333 , 35.250833
Масличная гора (הַר הַזֵּיתִים , Ѓар hа-зейти́м; в русской традиции гора Елеонская) - возвышенность, тянущаяся с севера на юг против восточной стены Старого города Иерусалима , по другую сторону долины Кидрон.
Краткие сведения
Хребет Масличной горы огибает Иерусалим с востока.
Масличная гора имеет три вершины.
- На северной вершине (826 м над уровнем моря), ныне обычно называемой горой Скопус (הַר הַצּוֹפִים , Ѓар hа-цофим, Гора дозора), расположен кампус ;
- на средней вершине И-тор (814 м) - Лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории (1910);
- на южной вершине Машхит (816 м) - арабское село Ат-Тур (от арамейского названия Масличной горы - Тура-ейта).
На южной оконечности Масличной горы, на ее западных и южных склонах, расположены:
- еврейское кладбище, святость которого определяется его непосредственной близостью к долине Кидрон ;
- так называемые Могилы пророков - пещера с 36 погребальными нишами, где, согласно еврейской традиции, похоронены пророки Хагай , Малахи и Зхария ;
- многие христианские святыни (Гефсиманский сад, гробница Девы Марии, русский монастырь Марии Магдалины и другие).
Хребет имеет несколько отрогов в северной части Иерусалима, в том числе Французский холм, Холм Хамивтар и Арсенальная горка .
Водораздел между водосборными бассейнами Средиземного моря и Мёртвого моря проходит по горе Скопус и Французскому холму. Эти два пика также на границе Иудейской пустыни . Поток из этой области в Средиземное море называется Нахаль Цофим, а поток в Мертвое море - Поток Ог. Возле водораздела, чуть западнее, проходят исторические дороги по хребту: Шхемская дорога и Дорога Бар-Лева . Через поток Цофим проходит через еще одна важная историческая дорога: Дерех Игаль Ядин .
Хребет Масличной горы состоит из осадочных пород. Имеется слой мягкого белого мела и слой жёского тёмного глинозёма. Мягкий меловой камень очень удобно добывать, но он не подходит в качестве сырья для строительства домов. Это одна из причин того, что на горе не было построек в древние времена, и она служила главным образом меловым карьером и местом погребальных пещер.
Масличная гора в древности
В Библии Масличная гора (Маале́ hа-зейтим, `Масличный подъем`) упоминается как место, где Давид поклонялся Богу (II Сам. 15:30–32). Возможно, название связано с происходившей на этом месте церемонией помазания первосвященником царя. Видимо, на южном отроге Масличной горы (Машха) Соломон построил капища для своих иноземных жен (I Ц. 11:7).
Гора Скопус
Здания Еврейского университета и больницы Хадасса - вид с площадки Дворца наместника
Амфитеатр имени Ротшильда. На дальнем плане - Маале Адумим и Иудейская пустыня
С горы Скопус видны большинство районов Иерусалима и большая территория Иудейской пустыни . Она возвышается примерно на 100 м над Старым городом и на 1240 м над Мёртвым морем . Приходившие в Иерусалим с севера в первый раз видели город с этой горы, отсюда название. Греческое "Скопус" - перевод еврейского слова «цофи́м» ("дозорные", "наблюдатели").
История
Гора Скопус в древности
24 июля 1918 года был первый камень Еврейского университета на горе. На церемонии присутствовал Жаботинский . 1 апреля 1925 произошла церемония открытия Еврейского университета. В первые годы речь идет лишь об исследовательском центре университета. Преподавание формально началось только в 1928 году.
В 1938 году к северу от университета была открыта Больница Хадасса на 300 мест, школа медицинских сестер, научно-исследовательские институты и отделы современной больницы.
Война за независимость
В соглашении записано, что каждые две недели на гору будет подниматься конвой для снабжения и смены вахтенных. Конвой включал три машины: два броневика и грузовик, который доставлял на гору нужные груза, а обратно вёз книги из Национальной библиотеки на горе, которые были переданы в библиотеку Еврейского университета в Иерусалиме . Эти конвои контролировались ООН и выезжали из ворот Мандельбаума . Они периодически задерживались иорданскими войсками.
Анклав горы Скопус
Статья VIII в Соглашения о перемирии 1949 года, подписанного Израилем и Иордания в апреле 1949 года предусматривала
Стороны провели частичные меры по демилитаризации. Израиль поднял на гору солдат в полицейских мундирах, удалось переправить на гору более тяжёлое оружие, чем было разрешено в соглашении, и удалось объединить части участка. С другой стороны иорданцы построили военные форпосты на территории демилитаризованной зоны и даже незанятой зоны, взяли себе деревню Иссавия и другие участки, включенные в израильскую территорию. Тем не менее, не было остановлено двухнедельное движение конвоя, несмотря на задержки время от времени со стороны иорданцев.
Кроме того, точные границы израильской земли оспаривались сторонами, так как карта, приложенная к соглашению командиров, которая разграничивала области контроля и была ратифицирована вместе с соглашением о перемирии, была потеряна . Существовали две версии одного соглашения о демилитаризации. Одна была принята Франклином М. Бегли, представителем ООН, местным иорданским командиром и израильским местным командиром. Вторая не была принята израильским местным командиром. Наличие двух версий карты было причиной многих инцидентов в районе горы Скопус.
В 1954 была создана специальная воинская часть под названием "буй 247" для удержания горы Скопус. Случаи открытия огня редко происходили в этот период, поскольку израильские правила применения вооруженной силы требовали максимальной сдержанности (из опасения, что иорданцы захватят гору прежде, чем подкрепление успеет подойти через иорданскую территорию). Серьезные инциденты произошли в 1957 и 1958 гг.
В январе 1958 года представитель генерального секретаря ООН пытался убедить иорданцев соблюдать пункт VIII, но безуспешно.
В мае 1958 года иорданские солдаты открыли огонь из засады в Ботаническом саду по израильскому патрулю. Убили американца - председателя комиссии ООН по перемирию и четырёх израильских солдат. Ральф Банч, помощник Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда посетил Иерусалим и Амман , чтобы найти решение, а затем сам Хаммаршельд, снова безуспешно. После инцидента появились новые договоренности по спорным вопросам, таким как механизм контроля деревни Иссавия.
Во время существования анклава на горе Скопус в Западном Иерусалиме за пределами анклава были построены учреждения для замены тех, которые остались на горе Скопус. Видное место среди них заняли университетский кампус в Гиват Рам и комплекс больницы Хадасса в Эйн-Карем . Грузовики, возившие снабжение на гору Скопус постепенно вывезли на обратном пути медицинское и университетское оборудования с горы.
Иорданцы, которые готовились к израильской военной инициативе создать территориальную непрерывность между горой Скопус и остальной частью Западного Иерусалима укрепили между этими израильскими территориями каждый холм, который не был заселён в арабской зоне. Они установили массивные укрепления на Арсенальной горке , укрепили рядом с ней Холм над ущельем и Французский холм.
Два принадлежащих евреям участка в Аль-Иссавии, известные как Ган Шломит или Сад Соломона, были приобретены г-жой Ф. Саломонс в 1934 году и проданы Gan Shlomit Company, Ltd в 1937 году. Эта земля была окружена забором, но столкновения вспыхнули, когда арабы, живущие на другой стороне забора, попытались возделывать землю, собирать оливки и проводить ремонт дома близко к забору. Арабов попросили не работать ближе, чем в пятидесяти метрах от забора без письменного разрешения израильской полиции.
Шестидневная война
Проектирование комплекса было поручено архитекторам Беньямину Идельсону и Гершону Ципору, а новое здание академии Бецалель - архитектору Гершону Ципору. Кампус был построен в виде закрытой крепости. .
После объединения двух частей города, чтобы гора не была больше отделена от центра Иерусалима , было произведено энергичное строительство промежуточных кварталов Иерусалима с 1968 по 1972 год. Эти районы, Маалот Дафна, Рамат Эшколь, Гиват Хамивтар и Французская горка были построены вдоль новой дороги, соединяющей гору Скопус с остальным еврейским Иерусалимом через арабские кварталы - шоссе "Сдерот Эшколь". Возле дороги был построен в это время также новый главный штаб израильской полиции.
Движение автобусов в горе Скопус, до 1947 года ходивших через арабский район Шейх-Джарах и подвергавшихся нападениям арабов, возобновили по Сдерот Эшколь. Маршрут номер 9 был переведён на эту дорогу в конце шестидесятых годов и связан гору с площадью Цион в центре еврейского Иерусалима , маршрут 28 связал гору с центральной автобусной станции в Иерусалиме и кампусом Гиват Рам, а маршрут 26 соединил гору с разными районами Западного Иерусалима .
В 1969году было получено пожертвование для строительства здания Верховного суда на горе Скопус и проведен конкурс для архитекторов. Его выиграл проект архитекторов Софера и Колодного. Но из-за различных ограничений пожертвование было отменено , и суд в конечном итоге был построен в 1992 году в Гиват Рам около здания Кнессета .
Между Французской горкой и горой Скопус были созданы общежития студенческого городка на 800 комнат. В восьмидесятых годах многие другие здания были построены на территории кампуса горы Скопус. В связи с увеличением числа учащихся на территории кампуса, добавлен автобусный маршрут 4а, который связывает гору со студентами, живущими в окружающих районах.
В восьмидесятых годах в бывшем анклаве горы Скопус был открыт отель "Хаят" (где был убит Зеэви), крупнейший отель в Иерусалиме в то время.
Тоннель горы Скопус
В январе 2003 года открыто шоссе горе Скопус, чтобы использовать его как ещё одну подъездную дорогу в Иерусалим с востока, долины Иерихона и Маале-Адумим . Шоссе длиной около трёх километров начинается на дороге Маале-Адумим - Иерусалим , поднимается к горе Скопус и проходит под кампусом Еврейского университета через туннель, известный как туннель горы Скопус . Тоннель на самом деле - система из двух отдельных туннелей, длиной 550 метров каждый. Каждый туннель имеет две полосы движения.
Британское военное кладбище
Британское кладбище в Иерусалиме (Jerusalem War Cemetery) - военное кладбище Британской империи для павших в Стране Израиля во время Первой мировой войны .
Кладбище было создано после Первой мировой войны для похорон погибших во время боевых действий в Иерусалиме . Место для кладбища было выбрано на горе Скопус потому, что в то время холм был за пределами муниципальных границ британского Иерусалима . К этому добавились практические соображения, такие как концентрация и близость могил к временному штабу. Но может быть, что дополнительную ценность придал вид с горы Скопус, что дало ощутимое выражение религиозных и исторических коннотаций Иерусалима, в данном случае, святости кладбища.
2515 человек числятся похороненными на кладбище, на комитет жертв войны Британского Содружества нашёл 2449 могилы, в том числе 2218 погибших из Великобритания. Итого, 100 мест обнаружено не было.
Есть ешё могилы примерно 3300 человек, погибших в Стране Израиля и Египте , расположение которых неизвестно. Всего на военном кладбище в Иерусалиме похоронены 5815 жертв Первой мировой войны . Нет сведений о похороненных на кладбище людях, погибших после войны.
Достопримечательности
Еврейский университет в Иерусалиме
Церемония открытия Еврейского университета, 1917
К 1947 году университет был солидным научно-исследовательским и учебным заведением с факультетами гуманитарных наук, естественных наук, медицины, образования и сельского хозяйства (в Реховоте), Национальной библиотекой, университетским издательством и центром образования для взрослых. Университет насчитывал из более чем 1000 учащихся и 200 преподавателей.
Ботанический сад
Гробница Никанора и пантеон
Гробница Никанора - захоронение на западном склоне, в которой была обнаружена надпись "Никанор - создатель ворот".
Пещера была опознана как гробница Никанора из Александрии , который пожертвовал деньги на одни из ворот
Масличная гора в Иерусалиме
Как ни крути, но Иерусалим всегда считался самым святым городом, хотя за все время своего существования его название поменялось не единожды. Стоит сказать, что данный город полностью окружен горной поверхностью. Хотя достопримечательностей в городе больше, чем предостаточно, необходимо сказать об одной из важнейших, которая покорила сердца многих путешественников.
Масличная гора, которую еще называют Елеонской, имеет большое количество церквей и храмов, именно поэтому здесь можно увидеть большое скопление паломников со всего мира. Стоит сказать, что такое название возвышенности досталось из-за наличия на ее склонах необъятного количества оливковых деревьев, это придает данному месту особую привлекательность.
Интересно! Достаточно необычным является то, что данная местность является священной для трех религий, это христианство, мусульманство и иудейство.
Конечно же, большое количество библейских событий, происходивших на горе, дали большой отпечаток, который почитается, по сей день.
Расположение горы
Такая страна, как Израиль, имеет обворожительные пейзажи, которые славятся не только своим разнообразием, но и религиозными акцентами. На самом деле данная земля имеет на своей территории три вида рельефов:
- Рифтовая долина;
- Приморская равнина;
- горные районы.
Оливковая гора расположена немного вдалеке от Иерусалима, и отделена от него Иосафатовой долиной. Чтобы туда попасть, необходимо выйти из Старого города через ворота Святого Стефана. А чтобы увидеть все прелести данного места, нет необходимости туда подниматься, их можно увидеть с любой обзорной площадки города.
Особенности оливковой горы
Стоит сразу сказать, что Масличная гора в Иерусалиме является самой высокой точкой страны, она имеет всего три вершины, и охватить их за один подход практически невозможно, так как такие прогулки забирают очень много сил. Самой высокой вершиной является точка, где расположен Еврейский университет, а это ни много, ни мало, а на высоте 826 м.
Необходимо сказать, что основная часть оливковых деревьев находятся в Гефсиманском саду, который имеет в своем распоряжении 8 основных олив, говорят, их популярность начинается еще со времен Иисуса. К тому же, этот сад имеет большую популярность у религиозных людей, по большей части из-за того, что здесь Иисус и читал свои последние молитвы перед арестом.
Важно! Уже с 1681 года Гефсиманский сад оградили каменными глыбами, которые находятся там и сегодня. Данное ограждение появилось с приходом францисканцев.
Вид с Масличной Горы
Масличная гора в Иерусалиме фото которой можно увидеть на страницах Интернета, располагает самой обширной панорамной площадкой, благодаря которой можно увидеть весь Иерусалим, как на ладони. Такие виды не везде можно просмотреть, именно поэтому большинство туристов не теряют момент и делают самые оригинальные и замечательные фотографии.
Кладбище на горе
Находящееся кладбище на Масличной горе в Иерусалиме является важнейшей святыней, которая почитается сегодня всеми паломниками. Важным является тот факт, что захоронение в этом месте считается очень почетным моментом. На сегодня известны вот такие сведения о кладбище:
- кладбище существует не менее 2500 лет;
- сегодня в сохранности имеются около 150 могил;
- первые погребения здесь начались еще во времена Первого храма, а это где-то 950-586 гг. до н.э.;
- в наличии имеются гробницы, где похоронены известные пророки. Таких гробниц, насчитывается 36 штук, и все они находятся в одной пещере.
Согласно Библии, Масличная гора кладбище на которой имеет религиозное значение, располагает такой информацией. В конце дней на вершину взойдет Мессия и в тот же час начнется воскресение мертвых, захороненных на данном кладбище, все это начнется по звуку трубы Иезекииля.
Что касается пророков, которые здесь захоронены, а это Малахия, Аггей, Захария и другие, то они покоятся в пещере, где для каждой могилы обустроена специальная ниша.
Интересно! Захоронения проводятся и сегодня, поэтому кладбище считается действующим для известных израильских деятелей. Например, из последних знаменитостей, кто был там погребен, это премьер-министр Израиля Менахем Бегин.
О том, что кладбище существует очень давно, говорит наличие различных подземных ходов и катакомб, которые находятся под арабским кварталом Силуан.
Исторические и религиозные сведения
Церковь всех Наций на Масличной горе в Иерусалиме
Для большинства верующих людей данная гора напрямую связана с некоторыми событиями из Нового Завета. Этот факт позволяет паломникам возродить часть этих событий. Так, например, каждый год в предпасхальный период огромное количество христиан проходят по дороге, где поднимался Христос на Масличной горе, именно там он ехал на осле, а навстречу ему вышли люди, которые держали в руках пальмовые ветки. Вот и в настоящие дни паломники со всего мира собираются у подножия горы, с ветвями в руках и проходят тот путь, который когда-то прошел Христос, при этом они наведываются в каждую из церквей.
Все христиане чтят традиции, которые связаны с Библией. Ведь на самом деле здесь проходило множество действий, связанных с Иисусом Христом. Так, именно на Масличной горе проходили различные обучения народа. Здесь Христос молился и плакал об Иерусалиме. Данная гора также стала свидетелем предательства Иуды и последних молитвенных часов Христа.
Что касается искусства, то испанский живописец Эль Греко прекрасно воспроизвел в своей картине «Христос на Масличной горе», все переживания драматического момента. Стоит сказать, что данный творец идеально окунался в религиозную тему, как итог, в его арсенале имеются множество картин на данную тематику.
Как говорилось ранее, данная местность имеет святое значение и у мусульман, именно они верят в то, что по приходу конца дней, на вершине появятся весы, которые смогут оценить количество добрых дел и злых. В результате чего, возникнет очень узкий мост, который будет соединять Масличную гору и Храмовую, те, кто не пройдет испытание совести и добрых дел, упадут в Геенну, а праведные люди пойдут далее с миром.
- Адрес: Иерусалим, Израиль;
- Высота: 826 м;
- Достопримечательности: церковь Августы Виктории, Спасо-Вознесенский монастырь, церковь Патер Ностер, часовня Вознесения,Греческий монастырь Вознесения, церковь всех наций и другие.
Знаменитая Елеонская проповедь, вероломное предательство в , место поклонения Господу царя Давида, самое известное , Вознесение Христа. Все это связано с Масличной горой в . На ее склонах вы встретите множество культурных, исторических, архитектурных и библейских памятников, а также насладитесь удивительными панорамами священного «города трех религий», которые открываются с вершин Масличной горы.
Немного истории и интересных фактов- гора имеет два названия: Елеонская (в честь одной из самых известных проповеди Христа) и Масличная (от густых оливковых рощ, которые покрывали раньше почти всю возвышенность);
- самая высокая точка – 826 метров;
- первое упоминание – в Ветхом Завете (история бегства из Иерусалима царя Давида от сына Авессалома);
- весь горный кряж состоит из трех вершин: Южная (гора Соблазна, где Соломон строил для своих жен капища), Средняя (гора Вознесения) и Северная (Малая Галилея, названная так, потому что раньше здесь часто останавливались на постоялых дворах странники из Галилеи);
- довольно символичным является то, что Масличная гора от Иерусалима находится примерно в 1000 шагах – именно столько разрешается пройти благочестивому иудею в субботу (поэтому дорогу от города до горы часто называют «субботний путь»);
- во времена Второго Храма существовал мост, связывающий две главные столичные горы – Масличную и Храмовую;
- Елеонская гора в конце VII века приобрела для евреев особое значение (тогда доступ к Храмовой горе был закрыт и на Масличных холмах проводились все общественные собрания и национальные праздники;
- непростые дни пережила легендарная гора во время войны за Независимость, тогда Иордания практически полностью захватила эти земли, не считая главного кампуса университета, многие строения были разрушены, а кладбище осквернено;
- в 1967 году Масличная гора снова перешла Израилю, были проведены масштабные реставрационные работы по восстановлению зданий, надгробных плит и всех исторических памятников.
Что посмотреть на Масличной горе?
Учитывая близость к священному библейскому городу, нетрудно предположить, что на горе можно встретить не одно культовое сооружение. Самые известные из них:
- церковь Августы Виктории – красивое здание в неовизантийском стиле с высокой колокольней, статуями орлов при входе, роскошным внутренним убранством и большим органом (в разные времена здесь располагался гостевой дом, храм, военный штаб и больница, сегодня проводятся богослужения и концерты классической музыки);
- (под епархией Русской православной церкви) – славится своей высокой 64-метровой колокольней, прозванной «Русской свечой», камнем Богородицы, где стояла Дева Мария во время Вознесения Христа и выдающимися археологическими находками в этих местах (бюст Ирода Великого, мозаичные полы VI века, погребальные пещеры и другие древние артефакты);
- церковь Патер Ностер – по преданию именно здесь Божий Сын даровал своим апостолам главную библейскую молитву – «Отче Наш»» (внутри храма по всем стенам размещены священные письмена этой молитвы более чем на 140 разных языках);
- часовня Вознесения – небольшое восьмиугольное строение, расположенное на месте бывшего Храма Вознесения, построенного когда-то равноапостольной Еленой (здесь сохранился отпечаток ступни Иисуса);
- Греческий монастырь Вознесения – с этой церковью связана необычная история: в 1992 году, когда строительство нового храма архимандритом Иоакимом из Хиоса было практически окончено, оказалось, что не соблюдены какие-то правовые нормы, на стройку прибыли полицейские с бульдозером и начали демонтаж незаконно возведенного строения, когда же рабочие добрались до Нижнего храма, случилось невероятное – круглая икона Христа упала на пол и стала вращаться вокруг своей оси, в это время вся техника удивительным образом заглохла, церковь оставили и сегодня здесь проходят богослужения;
- – храм построен в 1924 году на деньги католических общин из 12 стран мира (Аргентины, Бельгии, Бразилии, Канады, Чили, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Мексики, Испании, США), отчего и получил такое название, собор имеет 12 куполов, здесь всегда царит полумрак и строго настрого запрещены разговоры внутри (по преданию именно на этом месте Иисус молился в последнюю ночь перед распятием);
- – возведена в конце XIX века русским императором в память о матери Марии Александровне (храм имеет семь куполов, внутреннее убранство поражает своим богатством и величием: белый мраморный иконостас, витиеватые бронзовые орнаменты, дорогие иконы);
- – здесь апостолами была похоронена мать Иисуса Христа, в усыпальницу ведут 48 ступеней, под землей в виде креста построена небольшая церковь, где находится гроб с Девой Марией и кувуклия из мрамора.
Храмы и монастыри – это не единственные достопримечательности Масличной горы. Здесь также расположен Еврейский Иерусалимский университет , который вошел в сотню лучших мировых университетов в 2012 году, больница Хадасса , номинированная на Нобелевскую премию в 2005 году, университет Бригема Янга , и, конечно же, главное украшение Елеонской горы – . Именно здесь вы сможете сделать одни из самых живописных фото в Иерусалиме – на западном склоне Масличной горы, в окружении древних олив, которым более 1000 лет, и на фоне златоглавых храмов.
Что посмотреть у подножья Масличной горы?
На южных и западных нижних склонах Елеонской горы раскинулось огромное еврейское кладбище . Первые могилы появились здесь еще в эпоху Первого храма, этим захоронениям более 2500 лет.
Кладбище на Масличной горе в Иерусалиме появилось не случайно. Согласно словам пророка Захарии, именно с этого места начнется воскрешение всех мертвых после конца света. Каждый иудей считает за великую честь быть похороненным на священной горе, но сегодня получить разрешение на захоронение здесь довольно сложно. Количество могил уже превысило 150 тысяч. Право быть погребенным на Масличной горе предоставляется только высокопоставленным лицам и выдающимся жителям .
На самом сакральном еврейском кладбище можно найти могилы раввина Шломо Горен, который протрубил в рог у в знак окончания Шестидневной войны, «отца современного иврита» Элиэзера Бен-Йехуда, писателя Шмуэля Йосеф Агнона, известного общественного деятеля Авраама Ицхак Кука, премьер-министра Израиля Менахема Бегина, писателя Эльза Ласкер-Шюлера, медиамагната Роберта Максвелла. Некоторые захоронения приписывают ветхозаветным персонажам.
На Масличной горе в Иерусалиме есть еще одно известное кладбище – Могилы пророков . Это глубокая пещера, в которой находится 36 погребальных ниш. По преданию здесь обрели покой пророки Захария, Хаггай, Мал’ахи и другие библейские проповедники. Однако многие исследователи опровергают эту историю и настаивают на том, что в пещере похоронены мирские христиане, и кроме названия ее с настоящими пророками ничего не связывает.
Как добраться?
На Масличную гору можно дойти пешком. Ближайший путь лежит от Львиных ворот .
Если хотите приберечь силы на прогулку по самой горе, можете доехать на автобусе № 75 практически до главной смотровой площадки на Елеоне. Он отправляется со станции возле .
[Елеон, Масличная гора; греч. ῎Ορος ᾿Ελαίων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне , называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт. ) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκάνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы.
Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу.
Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).
Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives // Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана).
Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4).
Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12).
Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост. стены Старого города. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата - по находящейся здесь гробнице царя Иосафата . В долине расположены кладбища: под городской стеной - мусульманские, на противоположных елеонских склонах - еврейские. Склоны горы еще в ханаанский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго храма (Х в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представители духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы (напр., т. н. мавзолей Авессалома). Древние кладбища и ныне используются для погребений. Это - юдоль плачевная,где, согласно библейскому обетованию, состоится Страшный Суд (Иоил 3. 12-15). В кн. Деяния св. апостолов ангел после Вознесения Господня, говоря ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо, ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Е. г., над долиной Иосафата. В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река (Дан 7. 10).
Долина Силоамская, или Царская (по наличию здесь в древности царских садов, а позже т. н. царских погребений), расположенная ниже по течению Кедрона, огибает с юго-запада городские стены и затем вытянутый мыс горы Офел, сливаясь за ним с долиной Тиропеон (Τυροποιῶν), а дальше, к юго-западу от Сиона, с Енномовой долиной , и далее идет на юг, к мон-рю Саввы Освященного и Мёртвому м. На дне Кедрона на дороге, идущей от Львиных (Гефсиманских) ворот Старого города к Е. г., находится греч. ц. первомч. Стефана. На этом месте, по греч. правосл. преданию, он был побит камнями в 34 г. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В визант. времена почитание первомученика совершалось в др. месте - за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где имп. Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. Храм первомч. Стефана построен в долине Кедрона Иерусалимским Патриархатом в 1969 г. Справа от здания сохранились каменные ступени древней лестницы, шедшей от Золотых ворот к вершине Е. г. и служившей для религ. процессий в ветхо- и новозаветные времена. Согласно Commemoratorium de casis Die vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих или монастырях), в 808 г. можно было сосчитать 195 таких ступеней от ворот до Кедрона и 537 - от Кедрона до вершины. В 1931-1934 гг. рус. археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории рус. Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря). В 1987 г. над этими ступенями была сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим, в к-рой служится в праздник малая вечерня.
Напротив ц. первомч. Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Е. г., находится ц. Успения Пресв. Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери (см. ст. Гефсимания). Слева от ц. Успения можно пройти к т. н. Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци . Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от рус. владений, лежащих выше по склону.
Главной достопримечательностью рус. участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноап. Марии Магдалины, построенный в новорус. стиле (см. ст. Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь). Мимо рус. участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Е. г.- месту Вознесения Господня.
Елеона
(Имвомон) был построен на месте Вознесения Спасителя между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. По описанию Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытыйузкой крышей» (Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г. / Пер.: И. В. Помяловский // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77). Описание Аркульфа, повторенное Бедой Достопочтенным и Петром Диаконом, подтверждается раскопками, проведенными францисканцами под рук. В. Корбо в 1959 г. Диаметр церкви составлял ок. 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, был заметен издалека, из Кедронской долины, а фонари, освещавшие портик и террасу, были видны из города. Паломница Эгерия в описании службы Великого четверга указывала положение Елеоны и Имвомона следующим образом: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами... И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» (Паломничество по св. местам кон. IV в. / Изд., пер., предисл. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 156).
Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (археологами была обнаружена посвятительная надпись с упоминанием его имени) в более скромном виде и не точно на прежнем месте (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28, 209) или, как считают совр. авторы, в строгом соответствии с первоначальным планом (Ovadiah. 1970. P. 85-87).
Менее понятно первоначальное положение священного камня. Возможно, он был огорожен «большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха» (Аркульфа рассказ о св. местах. С. 77). Это описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат-эс-Сахра (Купол скалы), построенном в 685-691 гг., возможно по образцу камня Вознесения времен Аркульфа.
В 1106 г. храм Вознесения посетил игум. Даниил, 1-й из рус. авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. Он указал расстояние от Гефсимании до вершины Е. г. в 3 полета стрелы, а до Елеоны - в 1 полет. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саж., т. е. ок. 200 м («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. / Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 44-45). «Место Вознесения Господня,- говорится в «Хожении»,- находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознесся Христос. И все то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» (Там же. С. 46-47).
Совр. часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев. Это небольшое здание, ротондальное внутри и октагональное снаружи, перекрытое полусферическим куполом. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с визант. резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, к-рую занимала ротонда (или, по др. реконструкциям, октагон) Имвомона, базы колонн последнего сохранились близ внутренней стороны ограды.
В 1834 г. часовня пострадала от землетрясения и была отремонтирована совместно правосл. греч., католич. и арм. общинами. Однако арм. духовенство, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830 г. Сирию и Палестину, помимо совместного владения часовней начало строительство рядом собственного мон-ря.
13 сент. 1836 г. рус. посланнику в К-поле А. П. Бутенёву поступила жалоба Иерусалимского Синода о том, что «Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает ее армянам». Эта жалоба дошла до имп. Николая I, и были приняты необходимые меры. 8 сент. 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На др. день все заинтересованные стороны отправились на Е. г., где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов» (РГБ. Ф. 188. К. 4. Ед. хр. 28. Л. 1-2 об.). По получении султанского повеления греки и католики в 1839 г. «разрушили до основания» арм. постройки (Дамаскин (Смирнопул). 1908. С. 105-106).
Внутри часовни, напротив зап. входа, в полу находится камень в прямоугольной мраморной рамке, сделанной в естественной скале, с ясно отпечатавшимся на нем следом левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима»,- подчеркивал архим. Антонин (Капустин) (Антонин (Капустин). 2007. С. 108-109). «Даниил видел здесь еще две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне» (Леонид (Кавелин). 2008. С. 202). Стопа Спасителя обращена на север, из чего русскими паломниками делался вывод о том, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее» (Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Извлеч. из кн., изд. ИППО. СПб., 1898. С. 29-30). В XIX в. арабы торговали кусочками полотна в размер стопы. Одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал в 1890 г. хромолитографию «стопочки», как любовно называли ее рус. богомольцы, заменив полотно бумагой (Дмитриевский. 1913. С. 11-12). Такими изображениями благословляли рус. паломников монахини расположенного неподалеку от места Вознесения Елеонского Вознесенского рус. мон-ря.
В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на св. камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят 2 подсвечника с горящими свечами по сторонам св. камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульм. сторож.
Неподалеку от часовни Вознесения расположен католич. жен. кармелитский мон-рь Pater Noster. По католич. преданию, в находящейся здесь пещере Спаситель научил Своих учеников Молитве Господней, хотя, согласно Евангелию от Матфея, молитва «Отче наш» входит в состав Нагорной проповеди и соответственно местом 1-го ее произнесения является Блаженств гора в Галилее. По мнению католич. археологов, монастырь находится на месте базилики Елеона, где крестоносцы построили в 1102 г. часовню, посвятив ее Молитве Господней. Через 50 лет Свенном Свеннсеном, еп. г. Виборг (Дания), и его братом Эскилем на этом месте была возведена церковь, при строительстве к-рой использовались камни разрушенной Елеоны. (В XIX в. могилы братьев были восстановлены кнг. де ла Тур д"Овернь - Баландин С. Пятое Евангелие: Описание св. мест в Израиле с коммент. и размышлениями. Иерусалим, 1999.) Капелла крестоносцев была разрушена Салах-ад-Дином в 1187 г.
Рядом с этим местом в 70-х гг. XIX в. возник кармелитский жен. мон-рь Pater Noster. Его основательницей была Элоиза Аурелия де Босси (1809-1889), уроженка Флоренции, дочь известного итал. поэта Дж. К. де Босси, министра Пьемонтского двора, породнившаяся во 2-м браке с франц. королевским домом и получившая титул княгини де ла Тур д"Овернь. Когда княгиня, весьма состоятельная и глубоко верующая женщина, приехала в нояб. 1856 г. в Иерусалим, патер М. А. Ратисбонн, известный в Палестине католич. благотворитель и храмоздатель, посоветовал ей купить на Е. г. этот участок земли. 11 лет княгиня частями выкупала 6 га земли. В 1868-1870 гг. на этом участке велись раскопки (под рук. известного археолога франц. консула в Иерусалиме Ш. Клермона-Ганно) в поисках развалин Елеоны. В 1870-1872 гг. были осуществлены основные постройки: мемориал в виде внутреннего двора средневек. мон-ря, посвященный молитве «Отче наш» (его проектирование было поручено молодому архит. Ж. Леконту дю Нуи, причем в качестве образца для подражания заказчицей было указано кладбище Кампосанто в Пизе), и монастырский комплекс, построенный в др. стиле неизвестным архитектором, предположительно Ж. Гиймо, зодчим неск. иерусалимских построек. Мон-рь был освящен лат. Иерусалимским патриархом Викентием Бракко 18 июня 1874 г. Завершает ансамбль колокольня, ставшая одной из архитектурных доминант Е. г. (1886). В 1856-1874 гг., пока мон-рь обустраивался и украшался, кнг. де ла Тур д"Овернь жила рядом, в просторном доме, где было много картин, книг, археологических раритетов. В 1872 г. ее посетил прибывший с паломниками в Иерусалим вел. кн. Николай Николаевич Старший (Скалон. 2007. С. 144). Она завещала похоронить себя в этом мон-ре, в построенном мавзолее в конце юж. галереи клуатра. Но княгиня умерла во Флоренции, и только в 1957 г. ее останки были перенесены на Е. г. На верхней плите саркофага помещена мраморная статуя, изображающая кнг. де ла Тур д"Овернь на смертном одре, работы франц. скульптора Ж. О. Барра.
Внутренние стены мемориала и интерьер монастырской церкви украшены белыми керамическими плитами с текстом молитвы «Отче наш» на разных языках. Если в 1872 г. Молитва Господня на стенах клуатра была представлена на 36 языках, то в наст. время - на 140 языках (в т. ч. на русском).
Намерение франц. правительства после первой мировой войны построить здесь храм, посвященный Св. Сердцу Иисусову (аналог парижского собора Сакре-Кёр на Монмартре), не осуществилось, от этого проекта остались алтарный камень и кафедра под открытым небом (1927). На склоне Е. г., по дороге из Виффагии вниз, в Гефсиманию, рядом с совр. обзорной площадкой, расположен участок земли под названием Карм-эль-Хараб, приобретенный у местных арабов архим. Антонином (Капустиным) в 1883 г. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии из числа 12 малых пророков, памятник известен с XIV в. В отношении, направленном 18 нояб. 1886 г. консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову, архимандрит писал, что «такого же рода (т. е. имеющее археологический характер.- Авт. ) приобретение мое, датируемое 1883 годом, составляет могильная пещера на западном склоне горы Елеонской, известная у гидов под кличкою «Гробов Пророческих», не имеющею смысла, и приурочиваемая археологами к памятникам языческого культа первых населителей места» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 208). В 1890 г. памятник был исследован археологом-августинцем Л. Ю. Венсаном (см.: Гробница пророков. 1901. С. 142-152).
Лестница от входа ведет в круглый зал (8,5 м диаметром), от него на север, восток и юг отходит 3 коридора (9-12 м длиной), соединенные 2 большими полудугами, внешняя из к-рых является погребальной камерой с 26 локулами на внешней стене (см. план: Murphy-O"Connor. 1998. P. 124. Fig. 36). Совр. археологи относят этот лабиринт к I-V вв. по Р. Х., коккимы (погребальные ниши) датируются доадриановским временем, а многочисленные граффити на стенах сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг рус. участка расположено старое евр. кладбище. Возможно, могила одного из пророков находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице (Мефодий (Кульман) . 1961. С. 71, там же план). После смерти архим. Антонина участок был переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича. В 1912 г. членом РДМ иером. Иларионом здесь был построен дом (в наст. время в нем живет арабская семья, охраняющая участок). Участок находится во владении РПЦЗ.
Там же, на юго-зап. склоне Е. г., напротив рус. участка с гробницами пророков, расположен участок Карм-эль-Газаль, или «место Каллистрата», приобретенный архим. Антонином по частям в 1881-1884 гг. Генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев в донесении послу в К-поле И. А. Зиновьеву от 12 июня 1897 г. писал об этом археологическом памятнике: «Здесь о. Антонин нашел хорошо сохранившуюся в виде круга мозаичную надпись на греческом языке, которая сообщает, что под нею погребен преподобный Каллистрат (умер в VI веке). Боясь оспаривания со стороны греков или турок, он прикрыл надпись землею. Здесь, по словам о. Антонина, можно было бы произвести интересные раскопки» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 244). Теперь участок принадлежит РДМ в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. Неск. лет назад была сделана попытка продать землю под евр. кладбище, но сделка была оспорена в судебном порядке. В наст. время участок пустует.
По дороге, ведущей вниз от гробниц пророков в Гефсиманию, с правой стороны находится небольшой францисканский мон-рь с храмом, именуемым Dominus Flevit (Господь плачет). На этом месте Спаситель, совершая торжественный Вход в Иерусалим, заплакал о судьбе Иерусалима (Лк 13. 34-35). Храм построен в 1954-1955 гг. итал. архит. А. Барлуцци. Небольшой кубический объем перекрыт высоким сводом оплывающих очертаний в форме слезы; по углам установлены имитации античных ампул, в к-рые плакальщицы собирали слезы. Храм в плане крестообразный, с невысокими и слабо выдающимися прямоугольными рукавами креста. Алтарный компартимент обращен к западу. В полуовале окна за решеткой в форме тернового венца с причастной чашей и гостией посередине открывается вид на Иерусалим. В вост. рукаве - ниша с мраморным алтарем, вокруг к-рого расчищен мозаичный пол раскрытой Дж. Т. Миликом (1955) небольшой визант. церкви (7×14 м), датируемой 675 г. В юж. компартименте - полукруглая плита с текстом Евангелия от Луки о том, как на этом месте заплакал Иисус; в северном, над входными дверями,- ктиторская доска с надписью («Христу Плачущему - при Кустоде Святой Земли отце Гиацинте Фаччо, архитектор А. Барлуцци, Италия, Канада и Мексика - приносят в лето Господне 1955») и перечислением стран, участвовавших в финансировании проекта.
На невысоком холме на вост. склоне Е. г., вправо на восток от мон-ря Pater Noster, находится Виффагия - селение, куда привели Спасителю по Его указанию ослицу и осленка (Мф 21. 1-9) и откуда началось Его торжественное шествие в Иерусалим (Ин 12. 12). На юж. склоне Е. г. расположено араб. сел. Эль-Айзария - евангельская Вифания .
К северо-западу от Малой Галилеи находится нем. лютеран. ц. Вознесения Господня при госпитале, носящем имя Августы Виктории. Участок был приобретен в 1903 г., строительство началось в 1907 г., 9 апр. 1910 г. церковь была торжественно освящена в присутствии сына кайзера, принца Эйтеля Фридриха. Автор проекта - берлинский архит. Р. Лейбниц, строительными работами руководили архитекторы Т. Зандель (из Иерусалима) и Г. Шумахер (из Хайфы). Храм (32×20,5 м) составляет часть единого комплекса зданий госпиталя, возведенного в характерных для позднего нем. модерна сдержанных рациональных формах, стилизованных под ломбардский вариант романского стиля. Храм в форме лат. креста встроен передней частью в квадрат зданий госпиталя, уподобленных клуатру средневек. мон-ря. Мощная башня высотой 45 м помещена между трансептом храма и постройками госпиталя. Суровые монументальные здания, облицованные необработанным камнем, оживлены высокими кровлями, аркадами, башнеобразными выступами и экседрами. Церковь Вознесения Господня богато декорирована, причем программу убранства определили пожелания и вкусы заказчиков. Мозаики сводов выполнены иерусалимским худож. Шмидтом (1910-1911) по эскизам берлинского худож. О. Витали, утверждавшимся кайзером. Композиция Вознесения в конхе алтаря, где использованы мотивы мозаики «Вознесение» из собора Св. Софии в Фессалонике (кон. IX в.),- заказ императрицы. Обилие сюжетов из истории крестовых походов отражает романтическую идею Вильгельма II вновь сделать Иерусалим христ. городом (Roth. 1973. S. 223, 270-271 u. a.).
Лит.: Гробница пророков // СИППО. 1901. Т. 12. № 2. С. 142-152; Дамаскин (Смирнопул), иеродиак. Воспоминание о св. местах / С предисл. Блаженнейшего Патриарха Дамиана. Иерусалим, 1908; Дмитриевский А. А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе. СПб., 1913. М., 19942; Vincent H., Abel F.-M. Jérusalem: Rech. de topographie, d"archéologie et d"histoire. P., 1926. Vol. 2: Jérusalem nouvelle; Loukianoff E. «῾Ο ᾿Ελαίων» // Mémoires présentés à l"Inst. d"Égypte. Le Caire, 1939. T. 42. P. 1-44; Мефодий (Кульман), еп. Святая Земля. П., 1961; Corbo V. C. Ricerche archeologiche al Monte degli Ulivi. Gerusalemme, 1965; Ovadiah A. Corpus of the Bizantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; Roth E. Preussens Gloria in Heiligen Land: Die Deutschen und Jerusalem. Münch., 1973; Storme A. Le Mont des Oliviers. Jerusalem, 19842 (Lieux Saints de Palestine); Bar-Am A. Beyond the Walls: Churches of Jerusalem. Jerusalem, 1998; Murphy-O"Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeol. Guide from Earliest Times to 1700. Oxf.; N. Y., 19984; NEAEHL. Vol. 2. P. 783-785; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. Т. 1-2; Антонин (Капустин), архим. Пять дней на Св. Земле и в Иерусалиме в 1857 г. М., 2007; Скалон Д. А. Путешествие по Востоку и Св. Земле в свите вел. кн. Николая Николаевича в 1872 г. М., 2007р; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 2008.
Н. Н. Лисовой