Мост Васко да Гама — самый длинный мост Европы. Мост Васко да Гама — самый длинный в Европе Мосты лиссабона платные
Мост Васко да Гама (порт. Ponte Vasco da Gama, произношение: ) - вантовый мост, переходящий в виадук, через Тежу к северо-востоку от Лиссабона, Португалия. Является самым длинным мостом в Европе (включая виадуки), его длина составляет 17,2 км, в том числе 0,829 км основного моста, 11,5 км виадук, и 4,8 км подъездных дорог. Его задача состоит, в частности, в том, чтобы уменьшить напряжённость движения на втором мосту Лиссабона (Мост 25 апреля) и связать автодороги, идущие из Лиссабона. Движение по мосту было открыто 29 марта 1998, через 18 месяцев после начала строительства, перед выставкой Expo 98. В том году отмечалось 500-летие открытия Васко да Гама морского пути из Европы в Индию.
Описание
По мосту проходит шестиполосная автодорога с ограничением скорости 120 км/ч на протяжении большей части моста и 100 км/ч на одной его секции. В ветреную, дождливую погоду, а также при тумане скорость ограничена 90 км/ч. Количество полос будет увеличено до восьми, если среднесуточное количество автомобилей превысит 52 000. Секции моста Северные подъездные дороги Северный виадук - 488 м Виадук Экспо - 672 м; 12 секций Главный мост - 420 м; боковые участки: 203 м каждый (полная длина: 829 м) Центральный виадук - 6 351 м; 80 секций длиной 78 м Южный виадук - 3 825 м; 84 секции по 45 м Южные подъездные пути - 3 895 м Высота двух Н-образных пилонов составляет 155 метров, а дорожное полотно возвышается над водой на 47 метров, что даёт возможность свободно проходить под мостом крупным океанским судам, хотя они сюда не заходят, потому что мост расположен за лиссабонским морским портом. Высота центрального виадука над водой около 14 метров.
Строительство и стоимость
Проект был разбит на четыре части, все они строились разными компаниями, управлял строительством независимый консорциум. Непосредственно строительством моста занимались 3 300 рабочих, строительство заняло 18 месяцев, до этого ещё 18 месяцев велась подготовка. Конструкция моста рассчитана на эксплуатацию в течение 120 лет, должна выдерживать ветер до 250 км/ч и землетрясения в 4,5 раза сильнее знаменитого Лиссабонского землетрясения 1755 года магнитудой 8,7. Самые глубокие сваи имеют 2,2 м в диаметре, они погружены на глубину 95 м ниже уровня моря. Из-за большой длины моста было необходимо учесть шарообразность Земли для правильного ведения строительных работ, в противном случае ошибка в проектировании в высоте моста между противоположными его концами достигла бы 80 см. Для уменьшения влияния моста на экологию виадук строился максимально далеко ко второму берегу для того, чтобы под ним оставалась естественная среда, кроме того, освещение было спроектировано таким образом, чтобы свет ламп не попадал на реку. Мост строился на частные средства; консорциум Lusoponte, финансировавший строительство, получил концессию на 40 лет и имеет право собирать плату за проезд обоих лиссабонских мостов. Капитал Lusoponte состоит на 50,4 % из вкладов португальских компаний, 24,8% - французского…
Эпоха Великих географических открытий навсегда изменила ход всемирной истории. Благодаря отважным мореплавателям запад открыл для себя новые страны и континенты, географические объекты, получили развитие общественно-экономические отношения, торговля, наука. Одним из таких путешественников, оставивших свой след в истории, стал португалец Васко да Гама.
Молодые годы
Васко да Гама появился на свет в 1460 году в семье португальского рыцаря Эштевана да Гана. Получив приличное образование в святом Ордене Сантьяго, с раннего возраста Васко начал принимать активное участие в морских баталиях.
Обладая решительным и необузданным нравом, юноша настолько хорошо в этом преуспел, что в 1492 году по приказу короля возглавил операцию по захвату французских кораблей, незаконно завладевших португальской каравеллой, нагруженной золотом.
Рис. 1. Васко да Гама.
Благодаря отчаянно смелой, а главное - успешной вылазке, молодой мореплаватель снискал королевскую милость и большую популярность при дворе. Это был первый шаг на пути Васко да Гама, который мечтал о славе и богатстве.
Главная цель - Индия
В средневековье Португалия находилась вдали от основных торговых маршрутов, и все ценные восточные товары - пряности, ткани, золото и самоцветы - приходилось приобретать у перекупщиков втридорога. Страна, изможденная бесконечными войнами с Кастилией, не могла позволить себе таких трат. Поиск морского пути в Индию стал важнейшей задачей для Португалии.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Однако географическое расположение государства было таково, что во время поиска удобного маршрута в Индию, португальские мореплаватели смогли сделать немало важных открытий. Они считали, что достигнуть вожделенной страны можно, обогнув Африку.
Португальцами были открыты острова Принсипи и Сан-Томе, большая часть южного побережья вдоль экватора, мыс Доброй Надежды. Было доказано, что знойный материк не достигает полюса, и есть все шансы отыскать заветный путь в Индию.
Рис. 2. Мыс Доброй Надежды.
Первое плавание
Король Португалии Мануэл I прекрасно понимал, насколько важно как можно быстрее наладить прямую связь с Индией. Для новой морской экспедиции были построены четыре прекрасно оснащенных маневренных судна. Командование флагманским кораблем «Сан-Габриэл» было поручено Васко да Гама.
Богатые запасы провизии, щедрое жалованье всем членам экипажей, наличие разнообразного оружия - все это свидетельствовало о самой тщательной подготовке к предстоящему путешествию, которое стартовало в 1497 году.
Португальская армада держала курс на мыс Доброй Надежды, обогнув который, мореплаватели планировали быстро достичь индийское побережье.
Во время всего пути путешествие преподносило им немало неприятных сюрпризов: внезапные нападения на воде и на суше, тяжелые погодные условия, цинга, поломки кораблей. Но, несмотря на все сложности, экспедиция Васко да Гамы впервые достигла берегов Индии 20 мая 1498 года.
Рис. 3. Торговля с индийцами.
Большие человеческие жертвы и потеря двух кораблей армады смогли с лихвой окупиться удачной торговлей с индийцами. Первый опыт оказался весьма успешным - доходы от продажи экзотических товаров, привезенных из Индии, в 60 раз превысили расходы на морское путешествие.
Второе плавание
Организация следующей экспедиции к индийскому побережью оказалась вынужденной мерой по пресечению беспорядков, учиненных индийцами. Аборигены не только сожгли португальское торговое поселение – факторию, но и выгнали всех европейских торговцев за пределы своего государства.
На этот раз армада состояла из 20 кораблей, в задачи которой входило не только решение «индийских» проблем, но также создание помех арабской торговле и охрана португальских факторий.
Хорошо вооруженная флотилия под командованием Васко да Гама вышла в открытое море в 1502 году. Он показал себя жестоким и беспощадным карателем, и все сопротивления индийцев были сломлены на корню. Вернувшись спустя год в родной Лиссабон с внушительной добычей, мореплаватель получил графский титул, повышенную пенсию и богатые земельные угодья.
Третье плавание
После кончины короля Мануэла I, португальский престол достался его сыну Жуану III. Наследник заметил, что прибыль от торговли с Индией стала существенно меньше. Чтобы решить эту проблему, новый правитель назначил Васко да Гама пятым вице-королем Индии, и приказал ему отправиться в свои владения и выяснить все обстоятельства.
Известный мореплаватель в третий раз отправился в Индию в 1524 году. Прибыв на место, он в свойственной ему жестокой манере расправился со всеми провинившимися.
Во время обратного путешествия Васко да Гама почувствовал недомогание. Болезненные нарывы на шее оказались симптомами малярии, которая и погубила прославленного моряка. Он скончался 24 декабря 1524 года, так и не увидев родные берега.
Тело Васко да Гама было похоронено в монастыре, расположенном на окраине Лиссабона. Позднее в его честь был назван город на Гоа.
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Васко да Гама» мы узнали кратко про открытие Индии Васко да Гама. Мы выяснили, насколько важно для Португалии было отыскать прямой маршрут в Индию. И то, что открыл Васко да Гама в географии, сыграло огромную роль в развитии экономики его родной страны, укреплении ее статуса сильной морской державы на мировой арене. Также мы узнали интересные факты трех морских экспедиций, совершенных великим мореплавателем.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 286.
Величайший мореплаватель Васко да Гама, который проложил морской путь из Европы в Индию, считается героической личностью для португальцев. Биография знаменитого путешественника пестрит не только открытиями, но и эпизодами пиратства и циничными убийствами.
Датой рождения Васко принято считать интервал с 1460 по 1469 года, так как точные сведения до сих пор не известны. Детство мальчика прошло в поселке Синеш, находящемся на морском побережье. Мальчик являлся потомком дворянского рода и вырос в обеспеченной семье. Иштеван да Гама деньгами компенсировал собственную вину перед сыном, поэтому ни в чем не отказывал.
Родители мальчика состояли в греховной связи и не обручились в момент его рождения. Из-за этого младенец считался бастардом и не имел права претендовать на наследство. Это обстоятельство наложило сильный отпечаток на формирование характера Васко, который с юных лет знал, что пробивать жизненную дорогу придется самостоятельно.
В 15 веке незаконнорождённых мальчиков постригали в монахи, чтобы обеспечить полноценное образование и воспитание. В 1480 году Васко вместе с братом вступает в Орден Сантьяго, где обучался математике, астрономии и навигации. Преподавателем мальчиков считается Авраам Закуто, который уважительно отзывался о способных учениках. Следующий период жизни юноши отмечен историками, как «12 таинственных лет».
Плавания
Новые сведения о Васко да Гама появляются в 1492. В этот момент пираты под французским флагом захватили португальский галеон, который перевозил золото из Гвинеи в Португалию. Оскорбленный король Мануэль I отдал приказ опытному мореплавателю о том, чтобы тот захватил все суда, пришвартованные вдоль побережья Франции. Вылазка Васко да Гамы прошла настолько удачно, что по возвращении из плавания, становится невообразимо популярным.
Французы вернули награбленное в обмен на суда. Конфликт разрешился благополучно. Освобожденные из плена матросы с ужасом вспоминали о беспощадном и злобном португальском захватчике, который подвергал мужчин пыткам и издевательствам. По рассказам моряков, корабль под предводительством да Гамы возникал из ниоткуда, а захват происходил молниеносно.
Первое путешествие
О завоевании Индии грезил еще король Жуан (предшественник Мануэля) и даже снарядил экспедицию, но рейд не удался. В 1497 году придворный астролог и математик Авраам Бен Закуто предрек, что «страну специй» покорят 2 брата. Памятуя о доблести и жестокости братьев да Гама, португальский монарх назначает главой экспедиции молодого Васко. 8 июля флотилия, состоящая из трех боевых кораблей («Сан-Рафаэл», «Сан-Габриэл», «Берриу») и одного транспортного судна, отбыла из Лиссабона.
Эскадра благополучно миновала Зеленый мыс, где моряки пополнили запасы продовольствия, и направилась в сторону Африки по Атлантическому океану. Команда увидела берег только спустя 4 месяца с начала путешествия, устроив стоянку в бухте Святой Елены. Местные племена встретили мореплавателей агрессивно, развязав вооруженные конфликт. В стычке Васко тяжело ранили в ногу.
Обогнув мыс Доброй Надежды, мореходы остановились в бухте Моссел Бей, где пополнили запасы провианта и затопили неисправное транспортное судно. Моряки заметили, что аборигены носят тканную одежду и понимают арабское наречие. Становится ясно, что Аравия расположена неподалеку. Впереди ждет неизвестность, так как дальнейшая территория не исследована.
Карта первого путешествия Васко Да Гамы
Из-за нехватки провианта и тяжелых походных условий моряки заболели цингой, погибло 50 человек. Команда подняла бунт с требованием вернуться на родину. Васко не поддался на провокации, а бунтовавших заковал в кандалы. Как только эскадра добралась территории арабских купцов, путешествие превратилось в пиратский рейд. Васко да Гама обманом выманил у султана Малинди опытных лоцманов. Султан заключил с португальцами соглашение, направленное на уничтожение шейха Момбасы. Но, получив проводников, вероломный да Гама попросту разграбил проходящие суда и обстрелял побережье.
Араб-лоцман подсказал дорогу в Индию, и в мае 1498 года путешественники достигли берегов сказочной страны. Правитель Каликута отнесся к мореплавателям доброжелательно и гостеприимно. Но арабские купцы донесли заморину о пиратских набегах португальцев и указали, что привезенные подарки малы. Поэтому местные власти арестовали сотню моряков, разгуливающих по городу. Васко да Гама не растерялся и задержал знатных горожан, прибывших на корабль для осмотра европейского оснащения.
Правитель Каликута, опасаясь хитрого корсара, отпустил задержанных. Этому посодействовали и местные купцы, которые хотели расширить торговые пути до христианского мира. Набив закрома пряностями и специями, гениальный махинатор не отпустил пленников и отправился в обратный путь. Через 20 дней похода португальским путешественникам повстречался корабль, на борту которого присутствовал адмирал Гоа. Васко жестокими пытками «убедил» еврея помочь в нападении на острова.
На адмиральском палубнике корсары вплотную подошли к побережью и ограбили корабли, стоящие на рейде вдоль побережья. Пленили 30 человек, а остальных вырезали. Путешествие домой было трудным, так как моряков косила цинга. Заболел и брат да Гамы. Из далекого путешествия вернулось 55 человек, остальные погибли от болезней и схваток с врагами. 18 сентября 1499 года португальские корабли пришвартовались у берегов Лиссабона.
Привезенные экспедицией товары и пряности в 60 раз окупили расходы на собственные сборы в дорогу. Обрадованный король наградил Васко пенсией в 1000 круазад и званием «Адмирала Индийского океана». Но эти дары не удовлетворили запросов честолюбивого португальца. Клеймо бастарда не давало покоя, и мужчина стремился от него избавиться, завоевывая уважение сограждан и титул графа.
В 1500 году к берегам Индии отправилась следующая экспедиция, возглавляемая Педру Алваришем. Мужчина намеревался выстроить в Каликуте торговое поселение, но этому помешали арабские купцы. Под таким подстрекательством факторию разграбили и сожгли. Сбегая из города, Педру обстрелял прибрежные поселки из пушек. Развязалась война между Португалией и Индией.
Второе путешествие
Мануэль I не оставляет мечты о подчинении «Золотой страны» и отправляет кровожадного Васко да Гаму во второй поход. Целью компании становится порабощение Индии и основание португальской колонии. В 1502 году мореплаватель с 20 судами отправляется в Индийский океан. В октябре флотилия делает остановку в Каннануре, где местный раджа с почестями встречает завоевателей и щедро одаривает.
По дороге в Каликуту Васко захватил индийское судно, приказал закрыть пленников в трюме и подпалить корабль. Деспот не пощадил ни женщин, ни детей. Уцелевших добивали в воде. Подойдя к городу, корсар обстрелял побережье из пушек. Цветущее поселение превратилось в руины. Команда да Гамы пленила 800 индийцев. Пленников связали, отрубили руки, носы, уши и повыбивали зубы. После жестоких издевательств людей казнили, расстреливая из пушек.
Это стало полновесной акцией устрашения и удовлетворение садистских наклонностей Васко да Гамы. Известно, что корсар использовал людей и как мишени для арбалетчиков. Отрубленные конечности казненных португалец отправлял заморину города, но тот сбежал, не дожидаясь очередного кровопролития. Матери и жены убитых бродили по берегу, разыскивая тела родных. С молчаливого согласия Васко португальцы вылавливали женщин и насиловали.
Моряки разбили на захваченной территории факторию, превратив часть полуострова в португальскую колонию. В 1503 завоеватели вернулись к родным берегам. Монарх вновь щедро одарил талантливого Васко да Гаму, но вожделенного титула графа не присвоил. Тогда знаменитый корсар пригрозил, что покинет Португалию, как это сделал . Мануэль I согласился с доводами и назначил его графом Видигейра.
Личная жизнь
О личной жизни кровавого мореплавателя известно только то, что женился на девушке, принадлежащей знатному роду. Супругу звали Катарина ди Атаиди. Дворянка родила Васко шестерых сыновей и дочь.
Смерть
Перед смертью Васко да Гама совершил последнее путешествие в Индию. По приказу Жуана III мужчина отбыл в колонию для наведения порядка в рядах администрации, погрязшей в коррупции. Но, прибыв на место, скончался от малярии в 1524 году. Сын покойного доставил тело в Португалию.
Прах разместили в родовом склепе. В XIX веке мародеры разграбили захоронение. После этого выяснилось, что в гробнице покоятся останки другого человека. Кости Васко да Гамы переместили в Лиссабон.
- Да Гама являлся незаконнорожденным.
- Удивительно, но на Гоа находится город, названный в честь мореплавателя.
- Считается национальным героем Португалии.
- В походы Васко да Гама брал десяток преступников, которых отправляли на разведку.
- Пользовался астролябией и секстантом.
- Прорисовал карту индийского побережья, использовав меридианы и параллели.
- Самый длинный европейский мост назван в честь морехода.
- У туземцев поменял красные шапки на изделия из слоновой кости.
- Посоветовал королю создать в Индии морскую полицию.
- Фотографии путешественника печатают на марках и памятных монетах Португалии.
Планируя тур по Португалии, было бы ошибкой для любопытных путешественников позабыть о европейском автомобильном маршруте «Е01». Пересекая огромнейший залив, образуемый рекой Тежу в Лиссабоне, трасса проходит по самому длинному в Европе мосту, протяженностью более 17 км. Его внешний вид поражает сочетанием красоты и надежности. Достижения современных строительных технологий на этом примере приводят в восторг. Не имея классической формы, он гармонично вписывается в природные пейзажи, удивляет легкостью и в то же время функциональностью.
Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:
- AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
- AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.
А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!
Настоящее чудо инженерной мысли, мост проектировали полтора года, учитывая ландшафтные и погодные условия, все возможные мелочи, которые могут повлиять на прочность этого грандиозного строения. Не игнорировались и требования ученых экологов, для сохранения экосистемы реки, даже ночное освещение не падает на воду.
Из-за длины, что интересно, специалисты рассчитали погрешность в 80см по причине шарообразной формы планеты. Каждая, даже самая небольшая деталь сконструированы очень надежно, чтобы за срок эксплуатации как минимум 120 лет, сооружение могло выдержать ветер до 250км/час, землетрясения, которые более чем в четыре раза сильнее того, что потрясло Лиссабон в 1755г., сила толчков тогда лишь слегка не достигала 9 баллов.
Подумать только, сваи диаметром в 2,2 метра уходят на глубину 95 метров ниже уровня моря. Шесть полос обслуживают до 52тыс. машин в сутки. При этом если их количество увеличивается (наибольшая пропускная способность до 130тыс автомобилей ежесуточно), открываются еще две полосы дополнительно. Максимальная скорость движения – 120 км/час, она снижается до 90км/час при плохой погоде.
Строительство моста
Мост возводили четыре различные компании, перед каждой из них стояли свои отдельные задачи, которые были успешно выполнены. В короткие сроки, всего полтора года, строительство благополучно завершилось. Особое внимание уделялось технике безопасности. Ни одного нарушения не было зафиксировано. Несчастных случаев не произошло ни в процессе работ, ни в последующем использовании моста.
Сроки в этом предприятии имели принципиальное значение для португальцев. Открытие движения приурочено к исторической дате. В 1498 году знаменитый мореплаватель Васко да Гама проложил морской путь, соединяющий Европу с Индией. Мост и назван в его честь. В этот день, 29 марта 1998г, пятьсот лет спустя, по всей протяженности дороги через реку был накрыт огромный праздничный стол с угощениями для всех гостей, пришедших на торжество и более трех тысяч рабочих, участвовавших в проекте.
Возведение финансировалось не государственными средствами, этим занимался консорциум «Lusoponte». Проезд по мосту Васко да Гама платный, если двигаться в сторону Лиссабона. В зависимости от типа транспорта, плата составляет €2,5-5,85 для легковых автомобилей, для грузовиков – до €11,2. Из города, в направлении юга можно ехать бесплатно.
Чем интересен мост для туристов
Васко да Гама привлекает как профессионалов-строителей, так и любителей эстетических впечатлений. Днем, при ясном солнце мост производит ошеломляющий эффект. Белые несущие опоры уносят к горизонту автомагистраль. Конца её не видно, он скрывается, поглощенный в соединении бирюзовой воды и голубого неба. Узкой синей полоской между ними еле проглядывается другой берег реки.
В ночное время из горящего огнями мегаполиса выходит артерия, и по воздуху, сквозь непроглядную тьму несет яркий свет фонарей и автомобильных фар, она уплывает куда-то вдаль…. Ночью путешествие по мосту завораживает. Спереди и сзади освещенный участок пути окружен черным покрывалом, берега скрыты где-то во мраке, снизу плещутся волны. И только сверху мириады звезд безуспешно пытаются осветить всю дорогу.
На рассвете становятся видны прелести окружающей природы. Движущийся автомобиль догоняет серебристая дорожка, отражение восходящего солнца. Свежесть воздуха бодрит, а бесконечная дорога вдохновляет на новые странствия. Рядом с подъездными путями на берегах оборудованы замечательные парковые зоны. В Лиссабоне горожане и гости полюбили прогулки по этим аллеям.
Славные фотографии получаются с видом на мост, особенно неповторимыми они кажутся вечером, когда опоры окрашиваются в оранжевые и красные оттенки заходящего светила. Все цвета радуги можно наблюдать тут в это время суток. На фоне ультрамаринового неба мост играет разными тонами с каждым сантиметром уходящего солнышка. Даже в самую отвратительную погоду это сооружение как непоколебимая крепость защищает путников и чарует своей красотой.
Португалия по праву может гордиться такой достопримечательностью, как мост Васко да Гама. Мировая общественность внесла его в сокровищницу крупнейших архитектурных достижений человечества конца двадцатого века.
Одной из достопримечательностей города Лиссабона, Португалия, является самый длинный мост в Европе - мост Васко да Гама, протяженностью 17,2 км.
Новая магистраль через реку Тежу в Лиссабоне была создана в 1998 г. Мост, названный в честь знаменитого португальского мореплавателя
Ва́ско да Га́ма (порт. Vasco da Gama; 1469-1524) - португальский исследователь, известен как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию.
Васко да Гама родился в 1469 году в семье алкайда города Синеш и магистра ордена Сантьяго Эштевана да Гама (1430--1497). Мать - Изабела Содре.
Существует версия, согласно которой король Мануэл I первоначально поручил экспедицию в Индию отцу Васко да Гама, но в связи с его смертью в июле 1497 Васко да Гама принял командование экспедицией на себя и отправился в путь из Лиссабона 8 июля 1497 года, обошёл Африку с юга, обогнув мыс Доброй Надежды, и достиг юго-западного берега Индии 20 мая 1498 года.
Вернувшись в Португалию в сентябре 1499 года, Васко да Гама был встречен с большим почётом, получил крупную денежную награду и титул «Адмирал Индийского Океана», а также титул Дон и города Синеш и Вила-Нова-де-Милфонтеш в вотчину. В 1519 получил титул графа Видигейра.
Позже ещё дважды был в Индии. Умер в Кочине (Индия) 24 декабря 1524. Прах был перевезён в Португалию и захоронен в небольшой церкви Quinta do Carmo в Алентежу. В 1880 прах был перенесён в Монастырь иеронимитов в Лиссабоне.
Васко да Гама был женат на Катарине де Атаиде и имел 5 сыновей: Франсишко, Эштеван (1505-1576, губернатор Индии), Пауло, Криштован, Педро.
В 1998 широко отмечалось 500-летие первого путешествия Васко да Гама.В устье Тежу (Лиссабон) был торжественно открыт самый длинный в Европе мост, названный в честь великого мореплавателя.
В честь путешественника назван один из сильнейших бразильских регатно-футбольных клубов - «Васко да Гама», основанный в 1898 году. В 1998 году этот клуб выиграл Кубок Либертадорес., - один из нескольких масштабных строительных проектов на Иберийском полуострове, выполненных в ознаменование 500-летия открытия мореплавателем Индии.
Основным назначением нового моста было разгрузить движение по мосту 25 апреля, также ведущему через реку Тежу.
Мост состоит из трех частей: надводной секции длиной 12 км и двух виадуков-путепроводов с севера и юга протяженностью соответственно 4,8 км и 600 м. Сам мост над судоходной частью реки представляет собой висящую канатную конструкцию длиной 900 м с тремя пролетами, главный из которых имеет ширину 450 м.
Автор проекта Мишель Верложе более всего был озабочен проблемой землетрясений, которые нередки в этой местности. Он спроектировал очень легкий настил, полностью отделенный от пилонов с тем, чтобы свести к минимуму возможный риск от сейсмических колебаний. Подобная система уже была опробована в Португалии при создании моста Араде, автором которого был Армандо Рито.
Чтобы обеспечить изолированность настила от пилонов, М. Верложе тщательно проработал их конфигурацию.
Железобетонные пилоны Н-образной формы достигают высоты 160 м над поверхностью воды; две опоры каждого пилона соединены между собой двумя перекладинами: первая находится непосредственно над водой в самом широком участке, а вторая (выше на 90 м) расположена в месте, откуда опоры идут вверх параллельно.
Мостовой настил высотой 55 м над уровнем воды проходит между опорами пилонов и крепится к ним лишь при помощи канатных тяг. Настил имеет комбинированную структуру: две продольные железобетонные балки поддерживают стальные поперечины, в то время как центральная часть полностью висит на тросах. В двух боковых пролетах каждая балка покоится на трех быках, состоящих из двух параллельных колонн.
Весьма протяженный мост Васко де Гама идет на юг через болотистую зону, по мелководью. Настил поддерживают береговые опоры, аналогичные тем, что подпирают боковые пролеты висячей секции моста.
Движение по мосту было открыто 4 апреля 1998, через 18 месяцев после начала строительства, перед выставкой Expo 98, в этом году отмечалось 500-летие открытия Васко да Гама морского пути из Европы в Индию.
Описание
По мосту проходит шестиполосная автодорога с ограничением скорости 120 км/ч на протяжении большей части моста и 100 км/ч на одной его секции. В ветренную, дождливую погоду, а также при тумане скорость ограниченна 90 км/ч. Количество полос будет увеличено до восьми, если средний дневной траффик превысит 52,000.
Секции моста
1. Северная подъездная дорога
2. Северный виадук - 488 м
3. Виадук Экспо - 672 м; 12 секций
4. Главный мост - 420 м; боковые участки: 203 м каждый (полная длина: 829 м)
5. Центральный виадук - 6.351 м; 80 секций длиной 78 м
6. Южный виадук - 3.825 м; 84 секции по 45 м
7. Южные подъездные пути - 3.895 м
Строительство и стоимость
Проект был разбит на четыре части, все они строились разными компаниями, управлял строительством независимый консорциум. Непосредственно строительством моста занимались 3,300 рабочих, строительство заняло 18 месяцев, до этого ещё 18 месяцев велась подготовка к строительству.
Конструкция моста рассчитана на эксплуатацию в течение 120 лет, должна выдерживать ветер до 250 км/ч, что близко к скорости взлета пассажирского самолета, и землетрясения в 4.5 раза сильнее знаменитого Лиссабонского землетрясение 1755 года (8.7 по шкале Рихтера). Самые глубокие сваи имеют 2.2 м в диаметре, они погружены на глубину 95 м ниже уровня моря. То, что называется основным мостом, его самая высокая часть, держится на канатах. Она простирается над судоходным фарватером Тежу. Остальные протяженные участки стоят ниже – на пилонах, доходя до самых заболоченных и мелких мест реки. Из-за большой длины моста было необходимо учесть искривление Земли для правильного ведения строительных работ, в противном случае ошибка в проектировании в высоте моста между противоположными его концами достигла бы 80 см. Для уменьшения влияния моста на экологию виадук строился максимально далеко ко второму берегу для того, чтобы под ним оставалась естественная среда, кроме того, освещение было спроектировано таким образом, чтобы свет ламп не попадал на реку.
Мост строился за частные средства; консорциум Lusoponte, финансировавший строительство, получил концессию на 40 лет и имеет право собирать плату за проезд обоих лиссабонских мостов. Капитал Lusoponte состоит на 50.4 % из вкладов португальских компаний, 24.8 % - французского и на 24.8 % британского капитала.