Описание триумфальной арки в древнем риме. Триумфальная арка константина. Заимствование из других памятников
Триумфальная однопролетная арка Тита расположена на древней Священной дороге неподалеку от Римского Форума — знаменитой площади в центре Рима. Постройка увековечила въезд победителя в город с трофеями и пленными, и сегодня считается одним из лучших образцов римской архитектуры.
История
Триумфальная арка императора Тита в Риме возведена в честь императора Тита, которому в 66-70 годах удалось завоевать Иерусалим. Строительство арки было завершено уже после его смерти при Домициане — младшем брате Тита. Арка находится на возвышенности, а ее белый облик великолепно сочетается с цветом неба. Через арку хорошо видны Колизей и Римский Форум.
В средние века арка Тита стала частью крепостной постройки и была разрушена. Реставрационные работы были проведены в 1821 году по желанию папы Пия VII. Для новой арки использовали уже не мрамор, а травертин — известняк породы туфов, широко используемый римлянами в строительстве. Кроме того, появилась еще одна надпись, доказывающая проведение работ именно Пием VII.
На фасаде арки изображены четыре Виктории — богини Победы. Пролет украшен барельефами, на которых запечатлен исторический подвиг императора. Здесь есть римские легионеры, Иерусалимский храм и сам Тит. Над пролетом и по сей день видно надпись, повествующую о войне тех времен.
Внешний вид
Благодаря усилиям архитекторов и реставраторов арка императора Тита сегодня выглядит почти так же, как два тысячелетия назад. Единственное, что кануло в лету – статуя императора, которая ранее возвышалась над постройкой. Внешне арка имеет строгие формы и на первый взгляд может показаться скромной. Но именно это делает ее предметом восхищения. Полуколонны, которыми декорирована арка – первый яркий пример композитного ордера — популярного элемента архитектуры.
Арка Тита является одиночной с цилиндрическим сводом и изобилует изображениями, которые высечены на рельефе здания. Арка находится в конце Священной дороги, которая соединяет Палатинский холм с Капитолием. По этой дороге в Римский форум въезжали почётные гости Рима, проходили триумфальные шествия и религиозные празднества.
Возле арки можно увидеть остатки подиумов близлежащих зданий, где раньше велась торговля и государственные дела.
Над главным карнизом находится чердак, на котором видна дарственная надпись: «Сенат и народ Рима к божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».
Архитектурные особенности
Три барельефные скульптуры внутри арки изображают:
- Императора на колеснице.
- Триумфальный поход.
- Обожествление Тита.
Уникальность картин в том, что изображение с одной стороны профильное, а с другой передает все три измерения, сохраняя их природные величины. Триумфальный поход настолько реалистично отображает римлян, что кажется, будто на них надели одежду и построили у стены. Напротив находится не менее интересная картина – Тит верхом на колеснице, его сопровождают ликторы — особый вид госслужащих в Риме.
Повозкой управляет богиня Рома — олицетворение города Рима как повелителя Вселенной. А обожествлением императора занимается Виктория — богиня Победы. Автор передал в картине движение. Конь запечатлен несколько раз, что создает эффект анимации.
Арка Тита в Риме описывает историю победы и обожествление римского императора. Последнее изображение символизирует отход Тита в мир иной и его становление Богом. Его можно увидеть, если зайти внутри постройки и поднять голову вверх – верхом на орле Тит летит в новое царство.
Представленная на фото арка Тита в Риме является одним из самых известных памятников Вечного города. Она была построена Домицианом в 81 году н. э. в честь победы Тита и Веспасиана в войне против евреев и их полного уничтожения в 70 году нашей эры. Один из рельефов стены внутри арки демонстрирует трофеи великого Храма в Иерусалиме до его уничтожения. На другом рельефе изображен апофеоз Тита, которого несут на небеса на крыльях орлы.
Описание
Рельеф на южной стороне триумфальной арки Тита в Риме изображает одну из сцен этого события: римских солдат, несущих трофеи после разрушения Храма в Иерусалиме в 70 г. н. э., в том числе и менору (семирожковый светильник), хранившуюся в храме. У римлян в триумфальной процессии лавровые венки, а у тех, кто несет менору, есть подушки на плечах. Солдаты несут знаки, посвященные победам Тита. Эта группа - всего лишь несколько из сотен из фактической триумфальной процессии, проходившей по Священной дороге в Риме. Вся процессия вот-вот войдет в резную арку.
Вторая сцена на северной стороне триумфальной арки Тита в Древнем Риме изображает шествие римских солдат, завоевавших Иерусалим. Тит - в своей колеснице, квадриге, с крылатой победой, едущей рядом с ним, которая возлагает венок на его голову, богиня Виртус (Виртута) ведет лошадей. Там же изображены солдаты.
Римский триумф
Римский триумф был древней боевой традицией: он представлял собой парад, символическая кульминация которого часто привела к тому, что военачальник-победитель (триумфатор) получал полубожественный статус.
Традиции триумфа уходят корнями к основанию Рима. Ромул первым отпраздновал таким образом победу над Акроном, царем Ценины.
Победа в Иудее
Летом 71 г. н. э. римский и Тит, его старший сын, подавили восстание в римской провинции Иудее и вернулись в Рим, чтобы отпраздновать это достижение.
Многое было поставлено на карту для Веспасиана и Тита - представителей династии Флавиев, которая не была особенно прославленной. Триумф по случаю победы был для них совместным, а зрелище (как описано Флавием Иосифом в его тексте, известном как «Еврейская война») соперничало с тем, что когда-либо видел Рим. Но ритуал триумфа, его парад, даже полубожественный статус, присущий триумфатору, был эфемерным. По этой причине строительство постоянных памятников (таких как арка Тита в Риме) служило для того, чтобы стать не только частью городского пейзажа, но и памяти жителей города.
Значение
Традиция триумфальных памятников связывает Флавиев с традициями Римской Республики. Ранние памятники представляли собой колонны: например ростральная колонна (columna rostrata) консула Кая Дуилия (около 260 г. до н. э.), а также ранний прототип триумфальней арки, известный как установленной на Римском Форуме Фабием Аллоброгиком в 121 году нашей эры. Император Август также соорудил триумфальную арку, хотя он и реорганизовал институт самого триумфа. Поскольку Флавии были относительными новичками в структуре власти римлян, им нужна была такая легитимизация, и, таким образом, участие в проверенных временем традициях триумфа и создание памятников имело большой смысл.
Арка Тита в Риме находится в самой высокой точке Священной дороги. Также она является ключевым пунктом вдоль триумфального маршрута (через Триумфалис - дорогу победителей), который визуально связывает амфитеатр Флавиев (известный как Колизей) и Римский Форум и Капитолийский холм. Многие триумфальные парады проходили по этому маршруту на протяжении многих веков, поэтому выбор места для памятника был не случайным, а скорее преднамеренным напоминанием о том, что триумф как ритуал создал и укрепил коллективную память римлян.
Эта арка была посмертным почитанием Тита, ее построил его младший брат и преемник Домициан (император, 81-96 г. н. э.). Еще одна арка, посвященная Титу, была расположена в районе Цирка Максимуса, но она сохранилась только в виде скульптурных фрагментов и средневековой транскрипции надписи-посвящения. Недавние археологические раскопки (2015) в Цирке Максимуса выявили ранее неизвестные остатки этой «потерянной» арки, включая элементы ее основы.
Надпись
Сохранившаяся на арке Тита в Риме еще с древних времен, она представляет собой посвящение памятника.
Ее текст гласит:
POPVLVSQVE·ROMANVS
DIVO·TITO·DIVI·VESPASIANI·F(ILIO)
VESPASIANO·AVGVSTO
(Сенат и римский народ (посвящает ее) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана).
Надпись демонстрирует публичную преданность со стороны Сената и римского народа (Senatus Populusque Romanus), и напоминает об обожествленном отце Тита, Веспасиане, который умер в 79 году нашей эры. Это посвящение является примером проницательной политики власти со стороны императора Домициана: он был слишком молод, чтобы стать частью военного триумфа, которого удостоились его отец и брат.
Восстановление и нынешнее состояние
В одиннадцатом веке арка Тита в Риме была включена в крепость, построенную семьей Франгипани, в результате чего был нанесен ущерб рельефам панели, который все еще виден и в настоящее время.
В 1821 году во время понтификата Папы Пия VII Джузеппе Валадье занялся восстановлением сохранившегося сооружения. Чтобы идентифицировать те части, которые были восстановлены, Валадье использовал травертин, отличавшийся от оригинального мрамора. Во время реставрации была обновлена надпись на западной стороне.
Влияние
Арка Тита в Риме долгое время служила источником художественного вдохновения. Леон Баттиста Альберти был вдохновлен этой формой в то время, когда он проектировал фасад базилики Сант-Андреа в Мантуе (Италия) после 1472 года.
Арка Тита вдохновила на создание и многих современных памятников, в частности Триумфальной арки в Париже (1806), Арки Стэнфорд Уайт в парке Вашингтон-сквер в Нью-Йорке (1892), Национальной мемориальной арки Соединенных Штатов в Национальном историческом парке Велли Фордж, разработанной Павлом Филиппом Кретом (1917) и индийских ворот Эдварда Лютиенса в Нью-Дели (1921).
Во времена Римской империи лаконичная и торжественная арка являлась одним из украшений форума. Ее возвели для того, чтобы увековечить в камне военные победы римских легионов, которыми руководил император Тит Веспасиан. Правда, выдающимися эти победы считали только сами римляне, а во всемирной истории память о военных действиях в Иудее сохранилась как о кровопролитной бойне, ведь только при осаде и взятии Иерусалима погибло более 1,1 млн человек.
Примечательно, что 81 году нашей эры римский Сенат воздвиг еще одну трехпролетную арку в честь императора Тита. Она располагалась в восточной части знаменитого ипподрома Циркус Максимус. Однако эта постройка не сохранилась.
Благодаря труду реставраторов, однопролетная Триумфальная арка смотрится так же, как и 2000 лет назад. На ней не хватает только бронзовой статуи самого Тита на квадриге, которая первоначально украшала верхнюю часть памятника. С одной стороны арочного пролета открывается вид на величественный Колизей, а с другой – на руины Римского форума. Возле древней арки видны остатки фундаментов зданий, в которых во времена Римской империи вели торговлю и проводили собрания граждан.
Найти триумфальную арку Тита несложно. Она возвышается недалеко от Колизея, в конце Священной дороги или Via Sacra, которая соединяет холмы Капитолий и Палатин. Для туристов древний памятник доступен круглосуточно.
Война в Иудее
В 66 году нашей эры в римской провинции Иудея вспыхнуло восстание против римлян. Сначала восставшие добивались успеха, но вскоре для подавления бунта в Иудею послали Веспасиана. Римскому военачальнику удалось быстро захватить Галилею и взять в плен предводителя восставших – Иосифа Флавия, который позднее описал происходившие события в многотомном труде «Иудейская война».
В 69 году Веспасиан получил титул императора и вернулся в Рим. Командовать легионами римлян остался его сын Тин Флавий Веспасиан. Римские войска вели осаду Иерусалима в течение 5 месяцев, и за время боевых действий в городе возник страшный голод. Когда Тит взял столицу Иудеи, он разграбил и сжег ее. Римляне разрушили главную иудейскую святыню – большой Иерусалимский храм, а похищенные ценности вывезли в Рим. По возвращении на родину Тит и его брат Домициан были удостоены больших почестей.
История Триумфальной арки Тита в Риме
Триумфальные арки в Риме стали строить еще во времена республики. Проходивших через каменные ворота победителей ждал триумф – почет и поклонение жителей Рима, слава и восхваление, а также долгая память об их военном успехе. Триумфальную арку Тита построил его брат – римский император Домициан, вскоре после того, как Тит Веспасиан умер. Она была призвана увековечить победу войск Рима в Иерусалимской войне.
Место, где поставили арку, примечательно. В 64 году нашей эры в центральной части Рима случился большой пожар, и после него на пустошах возле холма Палатин начали строить большой дворец и парк для императора Нерона. Роскошный «Золотой дом» хотели сделать самой большой императорской резиденцией в Европе. Но этим планам не суждено было сбыться. Через четыре года Нерон погиб, дворец забросили, а во времена правления Тита он сгорел во время пожара. Вместо дворца территорию застроили общественными зданиями, одним из которых и стала Триумфальная арка Тита.
В Средневековье древний памятник являлся частью крепостной постройки, а потом часть арки оказалось разрушенной. В 1821 году итальянский архитектор Джузеппе Валадье реставрировал Триумфальную арку Тита. Чтобы реконструированные им элементы отличались от оригинальной постройки, зодчий изготовил их из травертина и несколько упростил форму памятника.
Как выглядит арка Тита сегодня
Триумфальная арка императора Тита сделана из белого мрамора, привезенного в Рим из Центральной Греции. Она поднимается на высоту 15,4 м и имеет ширину 13,5 м. Древняя арка обладает цилиндрическим сводом, который окружает проем шириной 5,33 м и глубиной 4,75 м. В углах помещены две фигуры крылатой богини Виктории, а справа и слева от пролета расположено по две полуколонны композитного ордера.
Внутри проездной части находится два барельефа. На одном из них изображен император Тит, который управляет квадригой. Интересно, что его колесницу придерживает сама богиня Рома. На другом барельефе показано торжественное шествие римлян с трофеями, захваченными в Иерусалиме. На этой скульптурной композиции особенно выделяется семиствольный светильник – менора. Кроме того, на Триумфальной арке можно увидеть барельеф, изображающий момент апофеоза Тита, на котором показано то, как после смерти император восседает верхом на орле и уносится в новый мир.
Со стороны форума находится надпись-посвящение, выполненная на латыни. Она гласит, что сенат и жители Рима посвящают арку Титу Веспасиану Августу. После реставрации 1821 года рядом был выбит другой текст, сделанный от имени Папы Римского Пия VII. Новая надпись рассказывает, что монумент обветшал от времени и был восстановлен, благодаря понтифику.
Как добраться
Триумфальная арка Тита расположена на юго-востоке Римского форума. Сюда можно подъехать на метро: по линии B – до станции «Colosseo». Кроме того, до Колизея ходят автобусы № 51, 75, 85, 87, 117 и N2.
Году н. э. в память о взятии Иерусалима в году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.
Арка широко известна, прежде всего, своим барельефом внутри пролёта. На нём изображено шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме .
Существовала также другая, трёхпролётная арка Тита, воздвигнутая Сенатом в году н. э. в восточной оконечности ипподрома Циркус Максимус .
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Арка Тита
✪ Арка Константина
✪ 4. wp2018.05 - Безмолвный свидетель точного пророчества
Субтитры
С небольшого холма на Священной дороге у Римского форума мы видим арку Тита. Она была построена его братом честь обожествления Тита и его победы в Иудейской войне. При разграблении Иерусалима? Да, это было в семидесятом - семьдесят первом годах н. э. Арка была построена примерно десять лет спустя. У неё типичная форма триумфальной арки - это одиночная арка в виде цилиндрического свода. Арка обрамлена примыкающей, встроенной, колонной. По сути это составные части арки. Это коринфские колонны, украшенные листьями аканта, они также закручены. Это своего рода амальгама ионической и коринфской колонны, инновация. Мы находимся со стороны, выходящей на Колизей. Вероятно, что только внутренние колонны или их части являются оригинальными. Да. Арка перенесла основательную реставрацию. Большинство её частей не являются оригиналом. Но это даёт представление о внешнем виде и размерах арки. С её внутренней стороны расположены две важные рельефные скульптуры, с одной стороны фигуры показывают римскую армию, снимающую трофеи с храма в Иерусалиме. Особенно менору, которая чётко показана как трофей и как символ победы Рима. Давайте посмотрим поближе: они выносят менору на своих плечах в парадной процессии. Они входят в арку как часть старинной традиции триумфальных шествий, когда трофей, сокровища и рабы вывозились из завоёванных стран в Рим и выставлялись напоказ для публичного унижения. Таким способом Рим демонстрировал своё могущество. С точки зрения стилистики она показывает замечательное чувство натурализма в фигурах, как складки одежды прилегают к их телам, показывая их форму. Так создаётся ощущение движения и пространства. Удалённые фигуры представлены в низком барельефе, а более близкие - в высоком барельефе. Их тела действительно выступают из стены. Они почти полностью из неё выходят. По мере движения фигур через арку с правой стороны они возвращаются в пространство. Итак, здесь чувствуется удивительный реализм по отношению к телу и к пространству. Это очень контрастирует с аркой Константина, куда мы попадём позднее, и где можно увидеть фигуры периода сооружения этой арки. Это не элементы, собранные Константином с других памятников, они датируются четвёртым веком. Пропорции фигур не соблюдены: у них достаточно большие головы, а складки одежды показаны прямолинейно. Но на арке Тита складки выгладят по-настоящему трёхмерными и повторяют контуры тела. Интересно, что сама арка выходит фасадом на Колизей, который в основном был построен вельможей, приехавшим в Рим после победы в Иерусалиме. Всё верно. Итак, с другой стороны мы видим императора в запряжённой лошадьми колеснице. Все фигуры выглядят очень натуралистично: они расположены в чудесном контрапосте, некоторые из них частично или полностью обнажены, можно ощутить движение лошадей. Вместе эти фигуры создают героическую картину. Возникает удивительное ощущение ритма. Ритм представлен не только четвёркой лошадей, везущих колесницу, которые на триумфальных арках часто изображаются вверху в бронзе, а также ощущение ритма создаётся изображением возвышающимися над толпой копий. Получается интересный тип визуального ритма, перемещающегося в пространстве. Изображение копий перекликается с вертикалями ног лошадей снизу. Получается нечто вроде средней композиции, заполненной телами лошадей и фигурами людей. Кроме того, здесь есть ряд визуальных ритмов. Мы видим картинку и думаем, что действие происходит перед нашими глазами. Во главе процессии проезжает император. Возникает ощущение реального момента. Это правда. Интересно, что к моменту постройки арки братом Тита последний уже был обожествлён и имел то особое величие и особую власть. Перед нами своего рода смесь реального и ирреального - аллегорическая фигура победы. Развивающиеся символы победы позади императора в колеснице. В этой арке мы видим смешение реального и аллегорического. Subtitles by the Amara.org community
История появления
Иудейская война
Изначально восставшим сопутствовал успех: Цестий Галл с XII легионом был вынужден отступить. Однако, на помощь ему был послан полководец Веспасиан . Последний довольно быстро захватил Галилею и взял в плен местного руководителя восстания, Иосифа бен Матитьяху. Позже этот Иосиф стал известен как Иосиф Флавий , он и описал восстание в своей книге «Иудейская война ».
Тем временем большинство восставших укрылось в Иерусалиме , где они незамедлительно начали внутренние распри. Руководитель умеренной группы первосвященник Анна был убит, а зелоты сами раскололись на три группы, под управлением Симона бар Гиоры , Иоанна Гискальского и Элеазара.
В 69 году Веспасиан был провозглашён императором и отправился в Рим. Командование войсками принял на себя его сын Тит . В течение пяти месяцев он осаждал Иерусалим , в котором тем временем начался сильный голод. В итоге в 70 году город был взят, разграблен и разрушен. Главная святыня иудаизма Иерусалимский храм был сожжён, его ценности были похищены. Жители города были убиты или проданы в рабство. Руководители – Симон и Иоанн – среди прочих были взяты в плен. Три года спустя пал последний оплот восставших – крепость Масада .
Триумф
По возвращении в Рим был устроен тройственный триумф победителям: императору Веспасиану, Титу, а также второму сыну императора Домициану .
Вот как описывает этот триумф свидетель событий Иосиф Флавий:
[Ещё до отправления в Рим] из военнопленных [Тит] приказал отделить вожаков, Симона и Иоанна, и кроме них 700 человек, отличавшихся своим ростом и красотой, и немедленно отправить их в Италию, так как он имел в виду вывести их в триумфальном шествии. <…>
Невозможно описать достойным образом массу показывавшихся достопримечательностей и роскошь украшений, в которых изощрялось воображение, или великолепие всего того, что только может представить себе фантазия, как: произведений искусства, предметов роскоши и находимых в природе редкостей. Ибо почти все драгоценное и достойное удивления, что приобретали когда-нибудь зажиточные люди и что считалось таким отдельными лицами-все в тот день было выставлено на показ. […] Далее водили животных разных пород, каждое-украшенное соответствующим убранством. […] Особенным богатством и великолепием отличалась одежда тех, которые были избраны для участия в процессии. Даже толпа пленников одета была не просто: пестрота и пышность цветов их костюмов скрашивали печальный вид этих изможденных людей. Но величайшее удивление возбуждали пышные носилки, которые были так громадны, что зрители только боялись за безопасность тех, которые их носили. Многие из них имели по три, даже по четыре этажа. […] Множество отдельных изображений чрезвычайно живо воспроизводило войну в главных её моментах. […]Художественное исполнение и величие этих изображений представляли события как бы воочию и для тех, которые не были очевидцами их. На каждом из этих сооружений был представлен и начальник завоеванного города в тот момент, когда он был взят в плен. Затем следовали также многие корабли. Предметы добычи носили массами; но особенное внимание обращали на себя те, которые взяты были из храма , а именно: золотой стол, весивший много талантов , и золотой светильник , имевший форму отличную от тех, какие обыкновенно употребляются у нас. По самой средине подымался из подножия столбообразный стержень, из которого выступали тонкие ветви, расположенные наподобие трезубца; на верхушке каждого выступа находилась лампадка; всех лампадок было семь, символически изображавших седмицу иудеев . Последним в ряду предметов добычи находился Закон иудеев . […] После ехал Веспасиан, за ним Тит, а Домициан в пышном наряде ехал сбоку на достойном удивления коне.
Конечной целью триумфального шествия был храм Юпитера Капитолийского . Здесь, по старинному обычаю, все должны ожидать, пока гонец не известит о смерти вражеского вождя. Это был Симон, сын Гиоры , участвовавший в шествии среди других пленников. […] Когда было объявлено о его смерти, поднялось всеобщее ликование и тогда начались жертвоприношения.
Описание арки
Высота монумента составляет 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроен из пентельского мрамора , добываемого в Аттике .
Полуколонны , которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера . В углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории . Внутри пролёта находятся два барельефа: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме (особенно выделяется менора), и император Тит, управляющий квадригой . Статуя Тита на квадриге также находилась на вершине арки, однако до наших дней не сохранилась. На софите находится барельеф с изображением апофеоза (обретения божественной сущности) императора.
В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В при папе Пие VII Джузеппе Валадье провёл реставрацию монумента. Чтобы отметить воссозданные им элементы, Валадье выполнил их из
Арка Тита (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Туры на Новый год в Италию
- Горящие туры в Италию
Предыдущая фотография Следующая фотография
Начиная разговор о Триумфальной арке, безусловно, предполагаешь, что первым, что придёт на ум собеседнику, конечно же, будет парижская достопримечательность. Однако предшественницы французской красавицы едва ли не превосходят её по своим архитектурным, историческим и эстетическим достоинствам. Чтобы увидеть по-настоящему великую триумфальную арку, приезжайте в Рим.
В Риме, на площади Форум, стоят две сохранившиеся со времён великой Римской Империи арки. Одна из них - арка Тита, послужившая моделью для многих триумфальных арок Нового времени.
Триумфальные арки начали возводить в Риме еще во времена республики. Это были своеобразные, богато украшенные и декорированные ворота, проходя через которые, особо отличившиеся полководцы получали «триумф». Ставились триумфальные арки не только в Риме, но и по всей империи.
Арка императора Тита Флавия была построена его братом Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в честь победы римского оружия в Иерусалимской войне, которая произошла в 1 веке н. э. Установлена арка была на месте входа снесенного Флавиями «Золотого дома» Нерона. Безусловно, арка Тита стала одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме. Она была монументальным постаментом для бронзового памятника императору, который был увенчал богиней победы Викторией.
Арка Тита стала одним из лучших примеров триумфальных арок в Риме.
Внешне Арка Тита имеет строгие формы и может некоторым показаться достаточно скромной, однако эта скромность и торжество ее архитектурных пропорций и делает арку Тита предметом восхищений и подражания для подобного рода строений. Фасад арки практически не украшен скульптурами за исключением двух Викторий и скульптурой Фортуны.
Проход арки украшен рельефами на которых изображено триумфальное шествие Тита в Риме: императора ведет сама богиня Рима, а впереди шествия несут захваченные в войне трофеи, в том числе и золотой семисвечник из храма Соломона.
Высота арки Тита составляет 15,4 м, ширина - 13,5 м, глубина пролёта - 4,75 м, ширина пролёта - 5,33 м. Выстроена она из пентельского мрамора, добываемого в Аттике. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера.
Посвятительная надпись на латинском языке гласит: «Сенат и люди Рима (посвящают или воздвигли эту арку) божественному Титу Веспасиану Августу, сыну божественного Веспасиана».
Арка Тита послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.
В Средние века арка Тита была включена в крепостную постройку, позже её часть оказалась уничтоженной. В 1821-м при папе Пие VII провели реставрацию монумента. Некоторые части монумента были восстановлены, а некоторые намеренно изменены - вместо необходимого мрамора был использован минерал осадочных пород травертин, форма арки была упрощена. На другой стороне от древнего посвящения Пий VII начертал новое: «Этот монумент, замечательный с позиций как веры, так и искусства, обветшал со временем. Пий VII, великий понтифик, новыми работами по древним образцам приказал укрепить и сохранить его. В год Священного правления 24-й».
Стоит ли говорить, что арка Тита стала прародительницей многих подобных шедевров по всему миру: по её образцу была построена в 1806 г. упомянутая выше Парижская Триумфальная арка и не менее известная Арка национальной памяти американского штата Пенсильвания, возведённая в 1910-м. Что ж, влияние римской культуры на мировую вряд ли можно переоценить. Так что, действительно, все дороги ведут в Рим, и всем путешественникам, прежде чем разъезжать по миру, показано познакомиться с первоисточником, а значит, побывать в Риме.