Шамордино, женский монастырь. Женский монастырь Шамордино: где он на карте, как доехать Шамордино монастырь игумения никона умерла от рака
К азанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.
Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.
Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.
С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.
В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.
Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.
В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.
27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.
Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.
На территории Российской империи, было возведено огромное количество монастырей, храмов, церквей, соборов. Каждое строение было разработано и построено известными архитекторами своего времени. Постепенно подобные строения становились памятниками культуры, а теперь представляют историческое наследие. Среди таких достояний России женский монастырь в Шамордино.
Расположение
Каждый, кто хочет посетить это место, должен знать, как добраться в женский монастырь Шамордино. Обитель располагается в Калужской области, недалеко от одноименной деревни. В исторических документах, ее название отображено как Шевардино.
Монастырь находится в четырнадцати километрах от Козельска и в двадцати от По отзывам паломников, со стороны трассы Р-92 видны купола комплекса.
История появления монастыря
История Шамордино началась с 1884 года, когда Святейшим Синодом был издан указ, по которому в селе организовалась женская община. Ее опекуном выступала вдова Ключарева.
Дальнейшая судьба общины связаны с Софьей Болотовой. Та подала прошение в калужскую консисторию епископов в 1884 году о принятии пострига и вступлении в общину. Болотова получила добро на постриг. Ритуал состоялся в начале сентября того же года. При постриге ей оставили имя София.
Первого октября трудами преподобного Амвросия был возведен первый храм в общине. После его освящения, общину реорганизовали, а монахиня София стала первой игуменьей.
Обитель была бедной, денег на содержание монахинь, которых ежегодно становилось все больше и больше, не хватало. Однако отыскались спонсоры, которые выделили средства на строительство храма Свято-Казанского. Также в селе были построены еще две новые церкви.
На протяжении нескольких следующих лет количество монахинь росло уже с большой скоростью. Сестры в монастыре занимались не только богослужением, но и делами милосердия. Так, на прилегающей к монастырю территории был открыт милосердный дом и школа для крестьян.
В 1888 году Матушка София заболела. После нескольких месяцев тяжелой болезни она была пострижена в Великую схиму, а 24 января следующего года умерла.
Время расцвета
У женского монастыря в Шамордино был период расцвета. После кончины игуменьи настоятельницей была назначена монахиня Ефросинья. В 1987 году ее причислили к лику святых.
Монашеская обитель получила статус монастыря только в 1901 году. Тогда ей было присвоено название Свято-Амвросиевской пустыни. Кстати, в тот же год приняла сестра Льва Толстого.
До революции поднимался вопрос о присвоении монастырю ставропигиального статуса, но переворот помешал этому. В 1918 году в монастыре жила тысяча монахинь, а в 1923 году обитель закрыли.
Эпоха возрождения
Женский монастырь в Шамордино был заново открыт в 1991 году, указом патриарха Пимена. Игуменьей была назначена монахиня Сергия. На территории обители была сооружена церковь, посвященная иконе «Утоли мои печали». После этого здесь появились первые поселенцы, которые организовали быт.
Почитаемые иконы
По отзывам, в монастыре особо почитают две иконы: Казанскую и Спорительницу Хлебов. Первая осталась в обители от монахини Амвросии Ключарой. А икону «Спорительница хлебов» заказал старец Амвросий специально для Шамордино в 1890 году. В честь нее был построен храм.
В настоящее время эта икона находится в Литве, куда была перемещена иеромонахом Понтием. По преданию, ему явился старец Амвросий и велел забрать икону из храма и сохранить.
Посещение монастыря
По отзывам, женский монастырь Шамордино предъявляет строгие требования к посетителям. В намоленное место приезжают тысячи паломников со всей страны. Для них организована уютная гостиница. Ухоженная территория монастыря, красивейший источник со святой водой - все это оставляет у посетителей желание еще и еще раз вернуться в этот тихий и мирный уголок.
После посещения монастыря все гости и паломники оставляют исключительно положительные отклики и о приеме, о размещении и о самой обители.
Со смертью мужа для Софии Михайловны закончилось испытание, которое возложил на нее батюшка Амвросий, и она получила возможность исполнить давнее желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. София Михайловна нежно и трогательно любила свою дочь, но это чувство никогда не затемняло ее пламенной любви ко Господу. И она поручила девятилетнюю Надежду ее крестной матери, тем самым исполнив слова, сказанные Иисусом Христом, что «любящий сына или дочь больше Его, недостоин Его». (Матф. 10, 37).
22 августа 1884 года она подала прошение Его Преосвященству Преосвященнейшему Владимиру (Никольскому), епископу Калужскому и Боровскому о поступлении в Шамординскую общину: «Имея давно стремление к монашеской жизни, а теперь овдовевши решаюсь исполнить заветное мое желание и прошу Ваше Преосвященство позволить мне поступить в число сестер новой Казанской общины Перемышльского уезда и переселиться туда на жительство, на что и ожидаю Вашего Милостивого Архипастырского решения…». Следом, 25 августа настоятель Оптиной пустыни преп. Исаакий и духовник обители преп. Амвросий направили Преосвященнейшему Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей новоустрояемой общины, приложив к этому рекомендательное письмо: «Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом еще и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются ее распоряжениям».
Из следующих сохранившихся писем преподобного Амвросия к матушке Софии узнаем, что за год до этого представлялась к назначению настоятельницей монахиня Костромского монастыря Серафима, в миру Софья Андреевна Поливанова. По благословению батюшки Амвросия София Михайловна обращалась к владыке Владимиру для рассмотрения этого предложения.
«М.С.О.н.Г.I.Х.Б.н.п.н.
Путешествующая Софья Михайловна!
Письмо твоё из Калуги получил. Пишешь, что Владыке желалось бы назначить в Шамордино начальницу такую, которая имела бы средства и связи. Оказывается одна, да у ней свой Игумен мешает. Можно бы указать на одну монахиню Нова-Девичьяго монастыря Евпраксию Кутузову, которую, кажется, и ты знаешь, но она не представительна и слаба здоровьем, да у ней мать на руках и брат имение сконфузил, пустившись в какие-то аферы.
Ко мне пишет и нынешним летом
была в Оптине Костромского монастыря монахиня Серафима Поливанова, которой брат пользуется особенным благоволением настоящаго Императора. Не так давно Император был восприемником у его дочери. Разумеется Сам Император не стоял у купели, а велел стоять отцу ее Поливанову. Монахиня эта ревностная и понимающая дело и представительная, высокого роста и не больная, лет 43 или 5-ти.
Если б угодно было Владыке эту Серафиму Поливанову начальницей Шамординской Общины, то было бы хорошо. Хотя она этого и не желает, но знаю, что стесняется порядками штатнаго монастыря и желала бы лучшей жизни. Но воля Божия да будет о сем. Передай это на рассмотрение Преосвященнейшему Владыке, яко же проречет, тако и да будет.
Приветствую Марию.
Господь да благопоспешит вам во всём.
Многогр<ешный>. I. Амвросий.
Телеграммы отца Амвросия:
1) 26.06.1884. Кострома. До востребования. Софии Михайловне Астафьевой.
Ради слышанного сопровождай мать Серафиму оговоркой посмотреть и как Бог устроит чрез владыку. Амвросий
2)Телеграф № 7 в Москве близ Никитских ворот. Верхн. Кисловка, дом Бехтеевой. Адрес: Москва. Мал. Ник. Дом Мейснера, кв. Долинованской, г-же Астафьевой.
Предложить временно исправляющую. Калужскому Владыке может предложить, чтобы он желал мать Серафиму не прямо Начальницею, а для разсмотрения дела, и как окажется на деле, сообразно с этим решить окончательное назначение. Господи помилуй нас! И устрой полезное по воле Твоей Святой.
Многогр. I Амвросий
P.S. Сегодня сороковой день Николаю Ивановичу, в Паложкове поют обедню сестры Шамординския, Всеблагий Господь да упокоит душу его в селениях праведных.
С Матерьей Серафимой ты и Маша обращайтесь без предубеждений, тогда скорее увидите, что это за человек.
М.С.О.н.Г.I.Х.Б.н.п.н.
Странствующее чадце София Михайловна!
Телеграмму твою получил. Всеблагий Господь да устроит о нас полезное и спасительное по воле Своей Святой; а мы с своей стороны неуклонно должны покоряться воле Его Всеблагой и Премудрой».
К назначению монахини Серафимы настоятельницей следовали препятствия одно за другим: то задерживалась передача недвижимого имения в сельце Шамордино, завещанного монахиней Амвросией (Ключаревой) для устроения общины, то, в последний момент, откладывались дважды назначенные встречи матери Серафимы с Калужским Преосвященным Владимиром. И по воле Божией руководство обителью приняла София Михайловна.
4 сентября 1884 года батюшка Амвросий облек ее в иноческое одеяние, позже состоялся постриг в мантию.
Об этом она писала своей сестре: «Милый друг Лена! Приезжай, пожалуйста, посмотреть, как меня будет собственноручно постригать батюшка отец Амвросий у себя в келье. Это будет постриг тайный, а потому не говори о нем знакомым. Из сестер тоже никто этого не знает, чтобы немного было народа во время церемонии. Мне хочется принять постриг от рук батюшки, а не архиерея, и потому это будет тайной до моего публичного облачения в мантию, что, вероятно, состоится в 1886 году, когда я окончу все свои мирские дела». В постриге ей было оставлено прежнее имя – София.
«София Михайловна, - пишет отец Вениамин, - безропотно приняла на себя и это послушание, хотя не мало различных дел предстояло ей. Юная община была в периоде созидания. Много предстояло ей дел по устройству общины и по водворению в ней монашеского жития. <…> Средства обители были очень скудные, а между тем приходилось воздвигать новые корпуса для сестер, приспособлять жилой дом под устройство церкви, прикупать участки земли, и заботиться об обеспечении сестер, число которых росло ежедневно».
25 сентября 1884 года настоятель Оптиной Пустыни игумен Исаакий и матушка София направили Калужскому Архиерею рапорт об окончании внутреннего устройства церкви и о готовности ее к освящению:
«Ваше Преосвященство, Премилостивейший Архипастырь и Отец!
Милостию Божиею, за святыми Вашими Архипастырскими молитвами Церковь при новоучрежденной Казанской женской общине, в сельце Шамордине, устройством окончена и к освящению приуготовлена. Всеусерднейше просим Ваше Преосвященство, милостивейше благоволите пожаловать для совершения сего Священного торжества и открытия общины на первое число будущего октября месяца.
Повергаясь заочно к Святительским стопам Вашим и испрашивая святейших молитв Ваших, с глубочайшим высокопочитанием и преданностью имеем честь пребывать,
Вашего Преосвященства,
Милостивейшего Архипастыря и Отца
Недостойный Игумен Исаакий
Нижайшая послушница Софья Астафьева.
1 октября 1884 года состоялось открытие Казанской общины и освящение в ней храма в честь иконы Божией Матери Казанская и одновременно назначение монахини Софии настоятельницей. И ранее отдавая много сил и времени устройству обители, матушка София теперь полностью посвятила себя этому служению. «Теперь все богатство ее душевных сил, все те зерна добра, которые таились в ее душе и выливались иногда в столь своеобразную форму, смущавшую близких ей людей, должны были обнаружиться во всей их поразительной силе», - пишет о. Вениамин (Воронцов-Вельяминов).
Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, свидетельствует: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: – деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин, для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. – Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), – больных, увечных, неспособных ни к какому труду. Вот, напр., – подползает к старцу безногая, с уродливым горбом, вся трясущаяся от болезни св. Витта. Кроме обид, оскорблений – эта несчастная ничего не видала от людей. Понятно, почему в душе ее – раздражение, злоба против них. Видя несчастную, старец изменяется в лице и посылает ее в Шамордино. Вот другая – на костылях, чахоточная, в лице ее кротость, она терпеливо переносит свою участь, но ей негде жить, ее отовсюду гонят, она никому ненужная, лишняя! – Старец поговорил с ней, прослезился над ее страданиями, и посылает ее в Шамордино. Вот приносят к нему детей, брошенных на произвол судьбы преступными или несчастными родителями. Бедные детки, покрытые грязными тряпками, иногда с золотушными ранами на теле, протягивают к нему свои ручонки, и старец отправляет их в Шамордино. Таким образом, население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, – мать София, чтобы смутиться и пасть духом пред этими затруднениями: недаром, память ее благоговейно чтится до сих пор в Шамордине. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она не забывала духовного воспитания сестер. Она старалась воспитать веру в Бога, любовь к ближним, глубокую преданность к старцу, которая одушевляла все ее духовное существо». Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это - крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним.
Шамординская Казанская Амвросиева пустынь - известный женский монастырь, основанный по благословению преподобного .
Сначала обитель была бедной, но население ее быстро росло: туда принимали нищих и обездоленных девушек, которые приходили за утешением к старцу Амвросию. Несмотря на слабое здоровье, преподобный проводил в Шамордино много времени. Там он и отошел ко Господу в октябре 1891 года. Под покровительством учеников Амвросия - преподобных и - община продолжала расти и благоустраиваться. При ней открылись мастерские, приют, больница.
В 1923 году монастырь закрыли, все хранившиеся в нем ценности изъяли. Монахини были вынуждены переселиться в Козельск, некоторые арестованы и расстреляны. В монастырских зданиях в разное время располагались дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. В Казанском соборе в годы войны находился госпиталь, а после - сельхозтехникум. В 1990 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.
Интересные факты о Шамординском монастыре
Первоначально Амвросиева пустынь не имела статуса монастыря, а была основана как женская община. Звание монастыря было получено только в 1901 году. Община стала называться Казанской по имени чтимой чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая там хранилась.
Интересным образцом архитектуры конца XIX века является Казанский собор монастыря. Он был построен в 1901 году по проекту Сергея Шервуда, представителя архитекторской династии Шервудов — создателей так называемого русского стиля в архитектуре конца XIX века.
Выбор жизненного пути
Владыка, какое событие Вашего далекого детства Вы бы сегодня назвали знаковым, судьбоносным?
Конечно, поездку в Москву, о которой я упоминал в своей статье. Мне думается, наша многодетная семья попала в орбиту пристального внимания и доброй заботы со стороны государства потому, что стала своеобразным символом возрождения жизни после той страшной войны. Она вселяла в людей надежду, что все наладится, а значит, можно строить планы на будущее, создавать семьи, безбоязненно рожать детей, как супруги Смирновы. В Москве, отмечавшей свое 800-летие, состоялось тогда и церковное чествование юбилея столицы. Главное празднование проходило в Патриаршем Богоявленском соборе. Служил Патриарх Алексий I, который, спустя годы, рукополагал меня во иеромонаха и сразу возложил на меня наперсный крест.
Возвращаясь из Москвы в родной город Кемерово, я, десятилетний мальчишка, объявил маме, что стану священником. «Только никому об этом не говори», – попросила она. Но какое там! Я, что называется, раззвенелся: по приезду поведал о своей мечте одноклассникам – маму тут же вызвали в школу. Меня увещевали, просили молчать – бесполезно. От избытка сердца уста глаголют...
А у мамы через несколько лет, когда я уже служил у Патриарха Алексия I старшим иподиаконом, произошла личная встреча с Его Святейшеством. Однажды он сказал мне, что хочет повидаться с моей родительницей, посвятившей жизнь рождению и воспитанию десятерых детей, и пригласил ее в свою резиденцию в Переделкине. Во время завтрака они долго беседовали – простая женщина, получившая звание «Мать-героиня», и Предстоятель Русской Православной Церкви...
Вспоминается еще один момент, связанный с Патриархом Алексием I. Святейший часто проводил в Московской духовной академии вечера памяти особо почитаемого им митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Как-то я подготовил доклад на тему «Богослужения митрополита Филарета (Дроздова)». Патриарх поинтересовался у организаторов вечера, кто выступит от лица преподавателей, и, узнав, попросил дать ему мой доклад заранее, чтобы он мог с ним ознакомиться, дабы избежать повторов в своем выступлении. Оглядываясь назад, скажу: всех трех приснопоминаемых Патриархов – Алексия I, Пимена, Алексия II, – по благословению которых мне было суждено пройти разные послушания с высокой степенью ответственности, можно назвать необычайно яркими звездами на небосклоне нашей новейшей Церковной истории.
А вот памятное для многих событие из недавнего прошлого: с великой духовной радостью встречали владимирцы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прибывшего во Владимир 7 сентября 2014 года с однодневным Первосвятительским визитом, чтобы возглавить торжества по случаю 800-летия Владимирской епархии. «Если бы не было Владимира, то никогда и Москва не стала бы первопрестольной столицей», – подчеркнул он особое значение древнего города в истории России и Русской Православной Церкви.
О том, как Вы стали первым наместником первой возвращенной Церкви советской властью обители в Москве, Вы живо, с интересными подробностями рассказали в своих книгах «Данилов монастырь: дневник возрождения» и «Это было чудо Божие». Многие страницы воодушевляют: какой был подъем, какая деятельная вера! Но есть страницы, пропитанные горечью, где Вы пишете, что мало кто в то время смотрел на Даниловское братство как на монастырь...
Да, и меня иногда даже поправляли: не «монастырь», а «административный центр». Одни утверждали, что в Даниловом ничего серьезного нет и не будет, другие считали непомерной строгостью (чуть ли не фанатизмом) наши уставные богослужения и быт. Некоторых смущало, почему мы медлим с освящением храмов. Это сбивало с толку, удерживало от пожертвований. Кроме того, люди, в которых мы очень нуждались, боялись поступать к нам. Искушения настигали братию всюду. Не припомню ни одного дела по монастырю, которое бы не сопровождалось кривотолками. И в своих воспоминаниях я написал: «Делаешь доброе, полезное дело согласно, скажем, уставу Церкви, духу монастыря, а мир воспринимает его совсем иначе. Видимо, добро всегда рождается в муках и встречается сопротивлением. Об истинном, настоящем добре сейчас в мире пекутся меньше всего: преобладает то внешнее, что в Евангелии названо ложью и лицемерием. В духовной жизни не может быть компромисса, нельзя работать двум господам. Из одного источника не течет сладкая и горькая вода...» Но, хотя начало возрождения было неимоверно трудным, неизреченную милость Божию мы видели в том, что братство еще не окрепшей обители поддерживал Святейший Патриарх Пимен. Я помню, как он всей душой болел за наш монастырь. А сколько было радости, когда мы получали благословение Его Святейшества на монашеские постриги! К слову, хорошо знавшие Предстоятеля люди полушутя-полусерьезно говорили, что он не стал Патриархом – он им родился. Такой был самородок! Неся послушание наместника Свято-Данилова монастыря, я стал свидетелем радостного этапа: когда Церковь решительно настроилась на возрождение, не замедлили появиться необыкновенные люди, взявшие на свои плечи труды по восстановлению Данилова. Отозвались лучшие из лучших: архитекторы, реставраторы, иконописцы, инженеры, искусные кузнецы. Если начну перечислять всех специалистов, это займет слишком много времени...
Восстановление или «новое погубление»?
Наверное, приобретенный потом и кровью опыт наместничества в столичном монастыре помог Вам в Оптиной пустыни, куда Вы получили назначение на должность наместника летом 1988 года? Схиархимандрит Илий (Ноздрин) пишет, что архимандрит Евлогий (Смирнов) со всем усердием поднимал духовную жизнь и восстанавливал физическое состояние обители...
Время по-прежнему было сложное, коварный враг рода человеческого только усилил нападки. Сразу же нашлись недовольные моей кандидатурой на этом посту, резко осудившие первые шаги наместника. Они заявили, что началось не восстановление прославившейся старцами и монахами Оптиной, а ее «новое погубление». Дескать, после богоборцев, разрушивших святыню, монахи продолжают ее осквернять. Это передали по «Голосу Америки», обвинение прозвучало на весь мир. Однако чуть позже произошло следующее: во время августовского путча 1991 года одно серьезное мероприятие было перенесено из Москвы во Владимир. Оно собрало во Владимире русских эмигрантов – участников Первого конгресса соотечественников. Меня (я уже возглавлял Владимирскую кафедру) тоже на него пригласили. И вдруг в конце встречи поднимается зарубежный корреспондент и на весь зал заявляет, что хочет принести мне публичное извинение за то, что, когда я был наместником Оптиной пустыни, радиостанция «Голос Америки» лила на меня грязь. Позже не только он, но и другие сотрудники осознали, что это клевета. Для меня, признаться, такой поворот оказался неожиданным. Подумал, что, вероятно, прозреть тому человеку и его коллегам помогли сведения о моей поездке в Париж, совершенной по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.
Дело в том, что русские эмигранты, жившие во Франции, зачитывавшиеся Достоевским, знали об Оптиной пустыни и, услышав по «Голосу Америки» о ее «новом погублении», упросили Его Святейшество отправить наместника монастыря для беседы с ними. Я прибыл в Париж, рассказал представителям русской диаспоры всё, как есть, ответил на вопросы. Это их вполне удовлетворило. А в Оптиной пустыни за два с небольшим года моего служения, слава Богу, удалось сделать немало. В том числе – открыть Иоанно-Предтеченский скит. История со скитом весьма примечательная! Министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев сказал мне: «Монастырь восстанавливайте, но скит Вы, может, не станете трогать? В память о том, что до революции там побывали наши великие писатели. Пусть останется сочетание духовной и культурной составляющих...» А через два или три месяца он приглашает меня в Министерство и говорит: «Хочу подписать с Вами договор о передаче скита монастырю». – «Знаете, какой день Вы для этого выбрали?» – спрашиваю у него. – «Какой?» – «День памяти преподобного Макария, к которому в скит на исповедь приходили и Николай Гоголь, и религиозный философ Алексей Хомяков, и другие представители культурной элиты своего времени!»
«Монастыри – это не продукт времени, а Божественные учреждения»
Владыка, давайте обозначим основные этапы Вашего пути. Учеба в Московских духовных школах, многолетнее послушание эконома объединенного хозяйства Лавры и МДА, преподавание в Духовной семинарии и академии. Наместничество в Даниловом монастыре и наместничество в Оптиной пустыни. Наконец Владимирская кафедра, где Вы служите более четверти века и многие называют Вас монахолюбивым архипастырем, потому что столько монастырей на Владимирщине возродилось!
На Владимирской земле открыто 30 обителей, но за количественными показателями не следует гнаться. Монастыри – это не продукт времени, а Божественные учреждения. Открыть обитель, наполнить ее людьми – небольшая заслуга. Важно, чтобы в душах монашествующих разгорелись пламя живой веры и ревность о спасении, укрепился молитвенный дух и все вокруг увидели: монастыри являются для мира спасительной силой. Помогать процессу их становления, духовного возрастания – вот что для правящего архиерея главное. Почти все монастыри в нашей епархии стали возрождаться на местах своих старых намоленных обительных святынь. Открытие каждого монастыря предваряло какое-то чудо. Вот Вы посетили Свято-Введенскую островную пустынь, видели женскую обитель посреди озера и рядом, на «большой земле», детский приют «Ковчег», созданный и опекаемый сестрами. А знаете, как эта обитель возрождалась? Вспомнив чей-то рассказ, что когда-то на острове недалеко от города Покров был монастырь, я решил туда заехать. Подошел к проходной будке, представился сторожу. Тот разрешил мне пройти дальше. Иду – навстречу директор училища для девушек с девиантным поведением, располагавшимся в стенах монастыря. Он удивленно спрашивает: «Как Вы здесь оказались?» – «Случайно заехал». Слышу в ответ: «Нет, Владыка, неслучайно. Пойдемте, я Вам что-то покажу». Прошли мы с ним по мосту на остров, Владимир Сергеевич говорит: «Позавчера на остров обрушился ураган, больше похожий на смерч. Он повалил все большие деревья, которые ветвями упали на храм. Столько лет стояли – и вдруг такое! Это что-то значит?» – «Это значит то, – ответил я, – что вам надо оставлять остров, а мы его заселим. Здесь есть какие-то свободные комнатки?» – «Есть». – «Давайте договоримся, что я привезу и поселю в них нескольких послушниц, инокинь». Владимир Сергеевич согласился. Правда, когда он в Москве сообщил кому-то из начальства о неординарном по тем временам решении, его здорово отругали. Чуть позже директор поведал мне об одном своем сне: ему приснилась мать, и между ними состоялся разговор: «Сынок, оставь им весь монастырь!» – «Я же отдал им остров». – «Нет, отдай всё!» И вот представьте: он стал хлопотать в своем Министерстве, чтобы передать епархии не только бывшие монастырские владения на острове, но и прибрежную полосу.
Ваше Высокопреосвященство, образно говоря, Вы по крупицам собирали людей, возглавивших обители после передачи их Церкви, и сегодня о тех игумениях и игуменах говорят: «Старая гвардия». Чему следует у них поучиться молодым?
Ответ простой: безграничной любви к Богу и жертвенному служению людям. В этой связи хочу вспомнить отошедшую ко Господу в августе 2016 года настоятельницу Муромского Свято-Троицкого женского монастыря игумению Тавифу (Горланову), перед кончиной постриженную в Великую схиму с именем Фамарь. Четверть века матушка Тавифа стояла во главе обители и вместе с сестрами, следовавшими примеру ее самоотверженности, настроенными на молитвенное делание, она сумела вернуть монастырь из небытия. На недавнем торжестве, когда Муромская обитель отмечала 25-летие своего возрождения, меня многое впечатлило: и замечательная выставка, и глубокий доклад матушки-настоятельницы Тавифы, и объединяющее сестер, прихожан, благотворителей чувство радости, что монастырь духовно расцвел, стал притягательным для множества верующих людей местом, где почивают мощи святых благоверных супругов князя Петра и княгини Февронии, издавна считающихся на Руси покровителями христианского брака. А спустя месяц после юбилея я возглавил чин отпевания новопреставленной схиигумении Фамари, почившей на 64-м году жизни... Сотни людей пришли и приехали проститься с дорогой матушкой. Прибыли губернатор Владимирской области, глава округа Муром. Столько соболезнований поступило из разных уголков страны! Матушку знали многие, многие вспоминали о ее благодетельных актах. Таким же деятельным, мужественным и отзывчивым человеком была настоятельница Свято-Покровского женского монастыря в Суздале игумения София (Комарова), отошедшая ко Господу в апреле 2016 года. На протяжении 24 лет она бессменно возглавляла Покровскую обитель, которая под ее мудрым управлением преобразилась не только внешне, но и в духовном плане поднялась на большую высоту. Верное определение: «Старая гвардия». А я к нему добавлю: воистину «Ты еси Бог, творяй чудеса»!
Нынче, как мы знаем, в Чехии и Словакии есть православные монастыри. Но это к слову. А я в конце нашей беседы хочу Вас спросить о паломничествах на Афон, поскольку слышала, что они занимают особое место в Вашей жизни.
Хорошо, расскажу.
«Русские умолили Бога не допустить беды»
Сколько раз Вы, Владыка, бывали в этой монашеской республике?
Даже счет потерял! Впервые я попал туда в 1969 году, когда случился сильный пожар в ночь на праздник Преображения Господня. Загорелся большой участок леса, спускавшийся с перевала от Старого Русика к русскому Свято-Пантелеимонову монастырю. Вскоре огонь перекинулся на монастырские крыши. Монастырь в те годы был малочисленным – в нем оставалось лишь 10 насельников. Видя приближающуюся огненную лаву, старцы горевали: наверное, в этот раз всё сгорит дотла. Группу паломников из СССР, прибывших на Афон в связи с 800-летием Пантелеимонова монастыря, возглавлял архиепископ Харьковский и Богодуховский Леонтий (впоследствии митрополит Херсонский и Таврический). Я у него спросил: «Владыка, как быть? Надо служить Литургию, но ведь пожар!» Он благословил служить. Божественную литургию я служил под огнем. После службы нашел Владыку и сказал, что сильно устал – пойду в келию посплю. А где-то через час он меня будит со словами: «Посмотри, какой дождь! Льет как из ведра!» Вскоре приплыл на корабле губернатор Салоников, привез около 50 солдат, чтобы те помогли убрать после пожара. Губернатор сказал: поскольку у нашей поездки такой печальный финал, власти решили ее продлить. И продлили нам пребывание на Афоне на восемь дней, за которые мы обошли все 20 афонских монастырей. Везде мы спрашивали, шел ли у них в ту ночь дождь, и везде нам отвечали, что дождя не было. А во время пожара нам довелось услышать дикое обвинение, что это, мол, приехавшие из Советского Союза коммунисты подожгли лес. Кто-то даже сказал: «Вы берегитесь, вас еще могут побить!» Ну а потом, когда мы отслужили Литургию, когда ливень потушил огонь, вокруг стали говорить: «Это русские умолили Бога не допустить беды!» Так что то мое первое пребывание на Афоне очень мне памятно. Еще оно памятно тем, что в болгарском монастыре Зограф, посвященном святому великомученику Георгию Победоносцу, я подошел к чудотворному образу святого и, полагая, что вряд ли мне удастся побывать на Афоне снова, снял с руки четки, повесил их к иконе. Монах-болгарин сказал: «Знаете, теперь Вам придется приехать сюда не один раз». Так и вышло. Последний раз я был на Афоне, когда в Свято-Пантелеимоновом монастыре отмечали 100-летие его игумена схиархимандрита Иеремии (Алехина). Святейший Патриарх Кирилл благословил меня зачитать текст Патриаршего поздравления и передать наистарейшему игумену Святой Горы Афон высокую церковную награду – орден святого равноапостольного князя Владимира I степени.
Но особенно тесно связан с Афоном мой младший брат игумен Никон, который более 20 лет является настоятелем Афонского подворья в Москве. Другие мои братья и сестры уже почили, мы с отцом Никоном остались вдвоем. А мама незадолго до своей кончины, последовавшей 8 ноября 1983 года, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, по молитвам преподобного Даниила Московского облеклась в монашескую мантию и в этом чине отошла ко Господу. Почему я думаю, что по молитвам святого благоверного князя Даниила Московского? Узнав о моем назначении наместником Данилова монастыря и освобождении меня от всех должностей в Троице-Сергиевой лавре и Духовной академии, мама сильно расстроилась. Но вскоре ее печаль сменилась живым и радостным участием в судьбе московской святыни. Без колебаний родительница отдала в только что открывшийся монастырь все свои «смертные» сбережения. Она начала молиться о его возрождении. Удивительно было видеть, как Данилов живо ее захватил, стал главным делом жизни. И эта любовь к монастырю принесла добрые плоды: мама приняла ангельский образ с именем Надежда. Память мученицы Надежды приходилась на 30 сентября, когда мама еще была жива. Нельзя было не увидеть в этом сокровенную связь: преподобный Даниил Московский вознаградил свою почитательницу тем чином, в который сам облекся перед праведной кончиной. По благословению Святейшего Патриарха Пимена отпевали монахиню Надежду в Троице-Сергиевой лавре в Духовской церкви по монашескому чину. Так Господь нас утешил, наполнив в тот день любящие сердца не плачем, не скорбью, а тихой радостью...
Беседовала Нина Ставицкая
Фотограф: Владимир Ходаков
Также представлены снимки из архива митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия