Соборы базилики баптистерий флоренции и тосканы. Италия. Флоренция. Баптистерий Сан Джованни. Интерьер. Часы работы баптистерия
Самым старым из дошедших до нас зданий Флоренции считается баптистерий. Постройка расположена на площади Дуомо, в центральной части города. Кроме баптистерия, который называется Сан-Джованни (также он носит имя Св. Иоанна Крестителя), на Соборной площади стоит и центральный собор Флоренции – Санта-Мария-дель-Фьоре. По словам ученых и археологов, баптистерий был построен тогда, когда самого собора еще не было.
Вообще, баптистерий – это специальное здание для крещения людей. Первые постройки такого рода появились в IV столетии нашей эры, а с IX века стали приходить в упадок. Такая ситуация связана с конструкцией и предназначением баптистериев. Изначально, они строились для обращения в христианскую веру взрослых людей, для чего внутри строились большие купели. Позже христианство стало более популярной религией, и крестить людей стали в младенчестве, в связи с чем большие купели стали не нужны. И уже в ХХ столетии баптистерии вновь стали востребованы, опять так, в связи с ростом числа взрослых людей, желающих стать крещенными.
Флорентийский баптистерий исследователи относят к XI-XII столетиям (хотя, старинная крестильня известна тут еще с V века). В древние времена на месте этой постройки высился языческий храм, посвященный одному из богов римского пантеона. Предположительно, это был бог войны Марс. В документах встречается точная дата – 4 марта 897 года, которая является первым официальным упоминанием о баптистерии. Тогда представитель императора Рима во Флоренции вел судебное заседание напротив базилики Сан-Джованни.
В 1059 году начинается реконструкция постройки. Папа Римский Николай ІІ отдал указ о перестройке здания, а позже лично освятил его. Финалом строительных работ стало создание купола с восемью гранями, который и поныне накрывает крестильню. Кроме того, к постройке добавили апсиду (низкий выступ, покрытый куполом), где установили специальный алтарь.
Заканчивали здание в XII веке. К 1128 году постройка носила почетный статус кафедрального собора Флоренции (Санта-Мария-дель-Фьоре еще не возвели), а позже получила официальное наименование – «баптистерий». Здание покрывается крышей, на которой устанавливается фонарь. Стены, сложенные песчаником, закрываются мрамором белого и зеленого цвета. Баптистерий был окончательно завершен сооружением кафедры проповедника в самом начале XIIІ столетия.
Интерьер
Внутреннее декорирование началось одновременно с внешней отделкой. Ответственность на работы внутри здания взяло на себя уважаемое объединение жителей Флоренции – гильдия суконщиков. Для работы были приглашены известные мастера Италии и других стран. В интерьере преобладают золотой (мозаики), белый и зеленый (стены) цвета.
Структура стен баптистерия сохраняется и внутри. Восемь ребер сходятся в центральной точке купола, роспись которого представляет собой впечатляющее зрелище. Фрески тут создавались художниками из Венеции в XIII-XIV веках. В центре одной грани крестильни находится внушительных размеров фигура Иисуса Христа. Его окружают росписи с сюжетами Страшного Суда (на трех гранях). Еще пять граней украшены библейскими сценами (например, тут есть сюжеты Небесной иерархии). Нашлось на стенах здания место и покровителю, именем которого назван баптистерий – Сан-Джованни (его знают и как Св. Иоанна).
Расписанный купол с полом связывает несколько элементов. Первый – переходный от купола к стенам – представляет собой узкую поверхность с квадратными окнами. Второй элемент – это непосредственно стены. Они тут украшены колоннами, которые гармонично разделяют стены на отдельные части. В стенах прорезаны окна, декорированные лепкой. У самого пола колонны стен связываются с орнаментом.
Главным объектом интерьера была купель, которая находилась в центре. К сожалению, ее уничтожили в XVI столетии. До наших времен дошла другая купель (Крестильный источник), установленная у одной из стен баптистерия. Другие архитектурные элементы здания: усыпальница Бальтазара Коссы, больше известного под именем лжепапы Иоанна XXIII (расписана одновременно с куполом), римские саркофаги, алтарь и статуя Магдалины из дерева (ее создал сам Донателло).
Восточные ворота
Из трех входов в баптистерий Сан-Джованни наиболее известным является восточный. Он был создан скульптор Лоренцо Гиберти в 1425-1452 годах. Двери эти получили название «Райские врата» или «Врата Рая», настолько прекрасны они были. На средства еще одного городского объединения – гильдии купцов – художник создал 10 позолоченных панелей, и встроил их в двери. По бокам были размещены дополнительные объемные фигуры (Гиберти был вынужден разместить фигуры вне панелей из-за большого количества персонажей). А одним из небольших объектов во внешней раме дверей стало лицо самого Лоренцо Гиберти. Оригинальные панели сейчас хранятся в музее Дуомо, а «Врата Рая» оформлены качественными копиями.
Ещё в древности существовали специальные помещения для крещения — баптистерии. Их пристраивали к церкви или возводили как отдельное здание. Баптистерии известны ещё с 4 века. Изначально они служили для собрания христиан или готовившихся к крещению людей и были довольно большие. Внутри такого помещения обязательно находилась крестильная купель, похожая на своеобразный бассейн, в которой могли креститься одновременно несколько взрослых людей. Со временем, когда основная часть взрослого населения христианизировалась, и крестить стали уже в младенческом возрасте, необходимость в крестильных храмах отпала, а сама купель уменьшилась в размерах и стала устанавливаться в храме или часовне. Поскольку в 20 веке вновь наблюдался всплеск числа взрослых, желающих окреститься, интерес к крестильням-баптистериям возрос.
История строительства
Флорентийский баптистерий — самое старое сооружение во всем городе. В античные времена в здании располагался храм Марса – бога войны, в 4 веке его переделали в христианский храм, а современный облик оно обрело уже в 11-13 веках.
Точной датировки постройки баптистерия нет, но первые упоминания о нём относят к пятому веку. Первая крестильня была сооружена на руинах римских построек в северо-восточной части флорентийских стен. Изначально здание было выстроено из песчаника. Восьмиугольник выбран неслучайно: каждая грань символизирует день творения, а восьмая – крещение, «рождение заново». Каждая грань имеет трёхлепестковое деление. Со времён постройки здание многократно перестраивалось, неизменно сохраняя восьмиугольную форму и мраморную отделку.
В 9 веке баптистерий стал кафедральным собором Флоренции и выполнял эту функцию вплоть до 12 века.
В 1059 году новоизбранный Папа Николай II реконструирует здание, завершив строительство восьмигранного купола и добавив к западной части полукруглую апсиду, где размещался алтарь.
Гладкая пирамидальная крыша была водружена на баптистерий в 12 веке. Тогда же начинается и внешняя отделка здания зелёным и белым мрамором. В те времена церковь Святого Иоанна совмещала в себе функции кафедрального собора и крестильни. Священные таинства проводились два раза в год, и необходимо было обеспечить доступ в храм большого количества народа, поэтому в здании было несколько дверей.
Двери и колонны баптистерия
Архитектура и стилистика здания предельно строга и прямолинейна. Снаружи каждую грань украшают пилястры, полукруглые арки. Великолепнейшими украшениями баптистерия являются его двери (или ворота), декорированные золочёными барельефами, которых всего три: южные, северные и восточные.
Эти двери являются самыми старыми в здании. Их украшает 28 рельефов — картин из жития Иоанна Крестителя. Их создал в 1290-1348 годах Андреа Пизано — великий итальянский художник. Ко времени начала работы над вратами, он был уже довольно известным скульптором. Всего за три месяца им были изготовлены восковые формы для рельефов южных ворот. Отливку самих рельефов доверили лучшему венецианскому мастеру – Леонардо д Аванцо.
Эти ворота создавались в 1401-1424 годах. Они также украшены 28 рельефами, но изображают сцены из Нового Завета, иллюстрирующие жизнь Христа. В год, с которого начался отсчёт эпохи Возрождения, городские власти организовали конкурс на лучший вариант создания дверей баптистерия. В нём разделили победу молодые мастера Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти: судьи никак не могли выбрать, кто из них более талантлив и достоин работы над вратами. Было предложено работать в паре, однако Брунеллески отказался и с тех пор вообще прекратил заниматься скульптурой. А Гиберти – наоборот, практически всю свою творческую жизни посвятил работе над рельефами северных дверей, и результат оправдал все ожидания: получился истинный шедевр. Флорентинцы, пораженные увиденным произведением искусства, заказали Гиберти и восточные двери.
Это самые известные двери баптистерия. На них – десять безрамных позолоченных панелей, иллюстрирующих сцены из Святого Писания. В двух сценах Гиберти изобразил себя. У дверей есть ещё одно название – Врата Рая или Порта дель Парадизо, как окрестил их Микеланджело, восхищенный работой Гиберти. Ворота были созданы с 1425 по 1452 годы. Но сейчас панели ворот заменены на копии, а оригиналы можно увидеть в музее Дуомо.
Кстати, в начале 19 века в Санкт-Петербурге на северном входе Казанского собора установили копию этих ворот.
Колонны
Рядом с Райскими Вратами по граням баптистерия «прислонились» две порфировые колонны, которые в начале 12 века были подарены Флоренции Пизой в знак благодарности за помощь в защите от нападения Лукки. Во время завоевательного похода пизанского флота на Балеарские острова, колонны были вывезены с острова Майорка. Существовало поверье, что эти колонны могли предугадывать предательство. Пизанцам было жаль дарить столь ценный подарок, поэтому они предварительно прокипятили колонны, и те потеряли свои волшебные свойства, но дарёному коню в зубы не смотрят, и флорентинцы решили поставить колонны к баптистерию.
Интерьер баптистерия
Внутри здание повторяет восьмигранную структуру, а каждая стена делится на три части мощными колоннами. Стены и пол отделаны мрамором. В центре когда-то была большая купальня, Крестильный источник, о котором упоминает в «Божественной комедии» Данте. Но до нашего времени он не сохранился, осталась только купель 16 века, расположенная у стены.
Купол здания украшает мозаика, над которой работали местные и венецианские мастера.
Интерьер украшает множество произведений искусства:
- погребальный комплекс антипапы Иоанна XXIII (произведение скульпторов Микелоццо и Донателло);
- саркофаг епископа Раниери и саркофаги времен Древнего Рима;
- статуя Магдалины из дерева (работа Донателло, 1435-1455 г.г.);
- алтарь 13 века.
В баптистерии крестились все флорентинцы, среди которых и Данте Алигьери, и семья правителей Флоренции — Медичи.
Место расположения
Расположен баптистерий в самом центре культурной и религиозной жизни города – на площади Дуомо (Piazza Duomo) и входит в единый архитектурный ансамбль кафедрального собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре вместе с колокольней Джотто.
Время работы
Посетить знаменитую крестильню туристы могут в любой день недели. С понедельника по субботу она открыта с 12 до 19, а в воскресенье – с 8.30 до 14 часов. В первую субботу каждого месяца время работы сдвигается на утро: с 8.30 до 14 часов. Стоимость посещения — 5 Евро.
Вконтакте
В самом сердце Флоренции, на площади Дуомо, находится Крестильная Святого Иоанна Крестителя. Это церковное сооружение было построено в V веке н.э, в римский период. В дальнейшем здание неоднократно перестраивалось и украшалось.
Особого внимания заслуживают Восточные ворота — шедевр флорентийского художника Лоренцо Гиберти (1378-1455). Об этих дверях Микеланджело сказал, что они подошли бы и для Рая, и за ними навеки сохранилось название «Врата Рая».
Гиберти родился во Флоренции, он был незаконнорожденным сыном ювелира. С малых лет Лоренцо работал в ювелирной мастерской. В юности он путешествовал по Германии, где, возможно, и научился технике художественного литья.
В 1401 году он выигрывает Конкурс на создание Северных ворот Баптистерия, организованный Калимала. Среди судей был Джованни ди Биччи де Медичи. В этом Конкурсе, с которого и начинается история Возрождения, участвовали многие скульпторы, в том числе и Брунеллески. Но будущий знаменитый архитектор Филиппо Брунеллески проиграл и, расстроившись, уехал в Рим, вместе со своим другом Донателло изучать Античное искусство. Еще одно доказательство того, что судьбу нельзя предугадать, и если перед тобой закрывается одна дверь, то обязательно откроется другая.
Лоренцо Гиберти работал над созданием Северных ворот с эпизодами из Нового Завета с 1403 по 1424. Ему помогали его ученики, среди которых Донателло, Микелоццо, Паоло Уччелло.
Работая над Восточными воротами, с 1425 по 1452, Гиберти отказался от традиционного Готического стиля обрамления рельефов и предстает перед нами как истинный скульптор Возрождения. Он предпочел рациональные квадратные рамки, большие по площади, внутри которых мы видим сложные многофигурные сцены Ветхого Завета.
Чтение ворот начинается в левом верхнем углу, где изображены Адам и Ева, жившие в Раю, нарушившие запрет Бога и изгнанные из Рая.
Справа мы видим барельеф с повествованием о деяниях сынов Адама и Евы, Каина и Авеля. Справа на рельефе братья приносят жертву. Увидев, что его жертва не принимается, Каин завидует брату и убивает его. Внизу Каин с посохом разговаривает с Богом.
Одной из самых важных сцен для флорентийцев того времени является барельеф с Историями Иосифа Еврея. На барельефе изображены 3 эпизода. Вдали мы видим сцену, когда братья Иосифа продали его египетским купцам за 20 сребреников. Иосиф, сын Иакова, выделялся кротостью и послушанием среди других 11 братьев. Отец любил его больше всех, сшил ему разноцветную одежду. За это братья возненавидели его и решили избавиться. Иосиф является прообразом Христа, которого Иуда продал за 30 сребреников.
На первом плане — сцена встречи с братьями в Египте. Иосиф, благодаря своему дару разгадывать сны, стал правителем Египта. В его стране никто не голодал, сюда приезжали купцы со всего мира. Однажды приехали в Египет и братья, но не узнали его. Иосиф пригласил их на пир и в мешок с зерном Вениамина подложил серебряную чашу.
Слева, на втором плане, мы видим сцену, когда Иосиф заставляет братьев вернуться и, видя, что они исправились, великодушно прощает их.
Также как Козимо Старший де Медичи прощает флорентийцев за свое изгнание и с триумфом возвращается во Флоренцию в 1434 году и становится правителем, хотя и неофициальным.
Рассматривать «Врата Рая» можно очень долго. Сейчас на площади мы видим блестящую копию. Оригинал хранится в Музее произведений искусства Собора.
Рубрика: Флоренция
Самым старым сооружением Флоренции считается баптистерий Сан-Джованни, построенный в этом старинном итальянском городе ориентировочно в XI-XII веках. Название происходит от латинского «baptisterium» («крестильная»), которое применялось к церковным пристройкам либо обособленным строениям, которые предназначались для совершения таинства крещения. Флорентинский баптистерий, как и большинство аналогичных учреждений того времени, был освящен в честь Святого Иоанна. К тому же именно его жители города чтут как своего небесного покровителя.
Из истории баптистерия
Баптистерий Сан-Джованни находится на Пьяцца (площади) Дуомо. Представляет собой восьмигранное здание с отделкой мрамором белого и зеленого оттенков. Построен в распространенном в Средние века романском стиле. Баптистерий появился здесь даже раньше собора Санта-Мария-дель-Фьоре, с которым в настоящее время соседствует. Рядом с ним также находится колокольня Джотто.
Вообще-то, самый первый флорентинский баптистерий появился в городе ориентировочно в V веке. Но то здание, которое мы можем видеть сегодня, строилось в 1059-1129 годах на развалинах строений времен Римской империи. Именно в нем проходили таинство крещения все жители Флоренции, в том числе Данте и представители знаменитой династической фамилии Медичи. Традиция продолжалась вплоть до XIX столетия.
С момента постройки здание баптистерия несколько раз перестраивали. Но вот первоначальная граненая форма, в том числе и мраморная облицовка, оставались неизменными. В ноябре 1059 года новым папой Римским Николаем II базилика была реконструирована. Как раз завершилось возведение восьмигранного купола. Также в западном крыле здания пристроили аспиду полукруглой формы (прежде она была прямоугольной), в которой разместился алтарь. Крышей же – гладкой, имеющей пирамидальную форму – баптистерий покрыли только в 1128 году (до этого года церковь святого Иоанна выполняла функции одновременно и кафедрального собора, и баптистерия). Еще через 22 года появился фонарь с колоннами, а уже к 1202 году здесь построили прямоугольную кафедру.
С легкой руки Микеланджело
По всеобщему мнению главным украшением баптистерия Сан-Джованни, его основной достопримечательностью, являются его двери (или ворота). Их без преувеличения можно назвать удивительным творением искусства. Они декорированы золочеными барельефами, авторы которых – Гиберти и Пизано.
Самые старые двери – это те, которые находятся на южной стороне. Они творение рук Андреа Пизано. Здесь можно увидеть барельефы, размещенные на двадцати восьми панелях, которые иллюстрируют житие Иоанна Крестителя. Столько же панелей с барельефами находится на северных воротах, созданных в период 1401-1424 годов. И отражают они библейские сюжеты из Нового Завета. Однако наиболее широкую известность получили восточные ворота баптистерия. Они создавались с 1425 по 1452 годы. Разделенные на десять безрамных панелей с позолотой, они также иллюстрируют сюжеты из Священного Писания. Создал их флорентинский скульптор и представитель раннего Возрождения Лоренцо Гиберти. Другой именитый уроженец Флоренции – Микеланджело – настолько высоко оценил творение, что назвал восточные двери «Вратами рая». Произошло это через полстолетия после их появления, но значимость события никоим образом не умалилась – под таким названием они известны и сегодня. Правда, в настоящее время панели «райских ворот» хранятся в музее Дуомо. На самих же восточных дверях здания можно видеть их копии.
Интерьер баптистерия
Внутреннее убранство баптистерия органически продолжает восьмигранную структуру внешнего облика здания. "Рослые" колонны разделяют на три части каждую из стен. Мраморный пол великолепно инкрустирован, а в самой его середине когда-то находился крестильный источник. Он упоминается Данте в его знаменитой «Божественной комедии». Только, к сожалению, в XVI веке столь важную составляющую баптистерия просто-напросто подвергли разрушению. Соответствующее распоряжение отдал Франческо I, тогдашний Великий герцог. Однако до наших времен дошел второй крестильный источник, расположенный у стены. Он был изготовлен в XVI столетии мастерами известной Пизанской школы.
Настоящим произведением искусства, неизменно привлекающим внимание туристов, можно назвать гробницу незаконного главы католической церкви (антипапы) Иоанна XXIII. Это даже не столько гробница в традиционном представлении, сколько целый архитектурный комплекс работы скульпторов Микелоццо и Донателло. Последний, кстати, изваял и статую покойного «понтифика». Здесь же находятся саркофаг епископа Раньери и два саркофага древнеримских времен. Бесценным украшением интерьера являются изваяние Магдалины (Донателло изготовил статую из дерева, работая над ней с 1435 по 1455 гг.) и алтарь, датируемый XIII веком. Неподдельное восхищение вызывают и мозаики, украшающие купол баптистерия Сан-Джованни: их выполнили флорентинские и венецианские мастера.
Адрес: Piazza del Duomo, Флоренция, Италия.
Карта расположения:
JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.
Привет, друзья. Вряд ли вы станете спорить с тем, что Италия – это настоящая сокровищница искусств. Практически в каждом городе этой страны есть хоть одна жемчужина. Во Флоренции . Сегодня мы расскажем об одном из главных и самом древнем религиозном сооружении города. Это баптистерий Сан-Джованни или Флорентийский баптистерий.
Италия. Регион Тоскана. Флоренция. Баптистерий Сан-Джовани (Battistero di San Giovanni).
Говоря русским языком, баптистерий это – здание, где совершается таинство крещения (крестильня).
История
Баптистерий является частью Кафедрального собора , расположенного на Пьяцца дель Дуомо (Соборная площадь).
- Когда-то само это место было сакральным.
- Затем, в начале I cтолетия, здесь был возведён храм, посвященный римскому богу войны Марсу.
- С течением столетий в архитектуру постройки вносились изменения. Здание перестраивалось в соответствии новой вере и традициям моды.
- К IX веку это уже была базилика.
- В XI веке, после сноса стен и реконструкции, здание получило знаменитую форму восьмигранника и было освящено римским папой Николаем II.
- В XII веке оно получило статус баптистерия. В течение этого же столетия здание активно достраивали и обшивали стены мрамором.
- Известен баптистерий и благодаря готической колокольне Джотто, которая была заложена в XIII веке. Она стоит отдельно от здания крестильни.
- С IX по XII век баптистерий был одновременно кафедральным собором и крестильней.
Эта универсальность стала причиной появления в здании трех ворот.
И над внешним видом, и над интерьерами собора работали величайшие мастера архитектуры, скульптуры, литья, росписи, мозаики, резьбы по камню.
Интерьер
Интерьер баптистерия поражает великолепием. Чего только стоит роспись потолка и мраморный купол, украшенный византийской мозаикой.
Росписями Небесной Иерархии занимались лучшие мастера XII-XIV веков. Особенно выделяется фреска «Иисус с ангелами».
Окна здания отделаны лепниной, кафедра баптистерия украшена фресками, а скромный декор пола оттеняет богатая роспись потолка.
Всё вместе символизирует счастье небесной жизни и тщету земной.
У одной из стен здания расположен крестильный источник. С IX по XIX столетие здесь проходило таинство крещения всех жителей Флоренции. Среди них поэт Данте. Возможно, поэтому он упомянул этот святой источник в своей Божественной комедии.
Внутри здания находится гробница одного из Медичи, гробница антипапы Иоанна XXIII, 1420 года, работы Донателло и Микелоццо.
Гробница антипапы
Врата
С вратами Battistero di San Giovanni Россию связывают давние и прочные узы «родства».
Так Северные врата Казанского собора, находящегося в Санкт Петербурге, являются точной копией Восточных врат баптистерия. Но панели с рельефами, украшающие двери врат Казанского собора, расположены совершенно в другом порядке. Установлены в начале XIX века.
Северные врата Казанского собора
В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) находится гипсовый слепок с Восточных врат Флорентийского баптистерия, сделанный ещё при основателе музея И.В. Цветаеве, который восхищался их красотой и мастерским исполнением.
Так что посмотреть фрагменты можно и в России, но, конечно, это только представление, т.к. врата отлиты в бронзе и покрыты золотом, что придаёт рельефным сценам объём, живость и блеск.
Когда баптистерий перестраивался, гильдия купцов спонсировала строительство врат. Для работы над ними были приглашены лучшие мастера Италии. Каждый представлял свой проект, но работы начинались только после жесткого отбора.
Южные врата
Их создание было поручено маститому архитектору, скульптору и ювелиру Андреа Пизано.
Для работы над массивными дверями была создана специальная мастерская, в которой под руководством Пизано учились и трудились многие скульпторы и мастера литья. Именно эта мастерская положила начало флорентийской скульптурной школе.
Только для дверей было отлито 28 прямоугольных бронзовых панелей. Сверху особой техникой на них нанесено золотой покрытие.
Поскольку баптистерий посвящен Иоанну Крестителю то 20 сцен рассказывают о его деяниях и жизни. На 8 пластинах изображены аллегорические изображения добродетелей.
Работа над вратами велась 8 лет.
Южные врата
Главным архитектором собора сначала был назначен Арнольфо ди Камбио. В 1334 году он умер и главным архитектором становится Джотто. Джото спроектировал и начал строительство прекрасной звонницы собора 90 — метровой Кампанилы.
В 1337 году он умирает, успев сделать только первый этаж колокольни.
Теперь главным архитектором собора становится Андреа Пизано. Кроме врат, Андреа Пизано занимался зданием клира и дальнейшим возведением башни. По рисункам Джотто Пизано создал серию рельефов нижнего яруса.
В 1348 году во время большой чумы Пизано умер.
Северный портал
В 1401 году на отборочный конкурс свои работы представили такие величины как Донателло и Брунеллески, но строгая комиссия остановила свой выбор на молодом 21 летнем и пока ещё не известном скульпторе Лоренцо Гиберти (к тому времени это был его первый крупный заказ).
В мастерской Гиберти было отлито 28 панелей готического стиля в рамах. Они гармонично сочетаются с Южными вратами Андреа Пизано. На пластинах рельефы со сценами из Нового Завета.
Работа над вратами Северного портала продолжалась по одним источникам 20 лет, по другим 23 года (с 1401 года по 1424 год).
Колонна святого Зиновия
Недалеко от этого входа вы увидите беломраморную колонну с крестом и бронзовым барельефом, на котором изображено цветущее дерево вяза и сцена, рассказывающая о чуде святого Зиновия.
С монументом связано предание: флорентийский епископ был вдохновенным проповедником, творил чудеса и занимался благотворительностью. После смерти святого, 27 декабря 429 года его останки решили перенести из церкви Сан Лоренцо в только что построенный собор святой Репараты.
Процессия горожан несла тело святого через город. По дороге им встретился сухой вяз. Полы плаща святого Зиновия коснулись дерева, и случилось чудо — вяз зацвёл.
На этом месте была установлена памятная колонна. Первая колонна не сохранилась, но на её месте воздвигли новую. Каждый год 27 декабря флорентийцы украшают её зелёными ветвями и цветами.
Самого святого тоже можно увидеть – его фигура в плаще отлита на дверях собора. Взгляд епископа направлен на колонну.
Но вернёмся к вратам баптистерия.
Восточный портал — Райские врата
Ворота Северного портала, созданные Гиберти, принесли ему славу великого мастера и произвели настолько сильное впечатление на современников, что ему поручили выполнить и восточный вход.
Восточный вход всегда соединён с собором или направлен к нему. Врата этого портала по праву считают шедевром. Спустя 50 лет Микеланджело сказал: «Они настолько красивы, что могли бы стать Вратами Рая». С тех пор их так и называют — Porta del Paradiso.
Лоренцо ди Чоне Гиберти, к тому времени уже знаменитый мастер и учитель, помимо цветочных украшений и переходных орнаментов, создал десять парных бронзовых позолоченных барельефных панелей, иллюстрирующих сцены Ветхого завета.
Эти панели украшают внешнюю и внутреннюю стороны врат Восточного портала. Именно они принесли мастеру мировую славу.
Работа над ними продолжалась 27 лет (с 1425 по 1452 год).
- Вес дверей 400 килограммов
- Высота 5 метров
- Ширина каждой створки 1,5 метра
В процессе работы Гиберти отточил технику создания рельефов, создал свою школу, теперь уже всемирно известную, воспитал плеяду мастеров, изобрел оригинальную технику позолоты бронзы, впервые применил законы перспективы, создал другие прекрасные работы, в том числе скульптуры и митру для папы римского Евгения, написал «Комментарии» — историю искусств Италии в 3-х томах. Собственно, Лоренцо Гиберти стал родоначальником истории искусств как науки.
Стихийные бедствия, мировая война, во время которых двери приходилось снимать и прятать в безопасных местах повредили панели. В 1966 году во время страшного наводнения 5 листов из 10 были оторваны и унесены потоком воды. В 1990 году их заменили точными копиями.
Со временем золото загрязнилось и почернело. После длительной реставрации 10 оригинальных панелей без рамы сейчас находятся в музее Дуомо. А на храме мы видим блестящие копии.
Лоренцо Гиберти прожил 74 года. Из них 47 лет он отдал собору Санта Мария дель Фьоре и его баптистерию.
Всё это дало право мастеру поместить своё изображение на врата Рая. На створках дверей вы увидите два бронзовых медальона. Они играют роль дверных ручек. В них Гиберти разместил свой портрет и портрет помогавшего ему в работе племянника. Там же можно прочитать надпись на латыни «Восторгайся с каким искусством сделано!»
Музей собора
При соборе есть целый музей Dell"Opera Museo Del Duomo, где хранятся оригиналы работ средневековых мастеров, украшавших храм.
Часть внешних и внутренних фрагментов, в том числе и врата баптистерия, после двадцатисемилетней реставрации, также хранятся в музее, т.к. сохранить их первозданность можно только в закрытом помещении.
Мало того, 10 панелей Райских врат, выложенные в ряд, лежат в музее в контейнерах с азотом.
Врата, которые мы видим на крестильне – великолепная точная копия, выполненная флорентийской мастерской Энрико Маринелли в 1990 году.
- Начало первой фазы реставрационных работ — 1947 год.
- Окончание 1990 год.
Видео о Баптистерии Сан Джованни
Время работы
Вход в баптистерий открыт ежедневно.
- С понедельника по субботу с 11:15 до 19:00
- В воскресенье с 8:30 до 14:00
Сколько стоит
Стандартный билет стоит 5 евро
Официальный сайт: www.operaduomo.firenze.it
На сайте есть подробная история строительства собора, выполненная как древо, где указаны годы каждого этапа работы и имена мастеров.
Как добраться
Крестильня находится на площади Дуомо. Доехать до нее можно автобусами 17, 6, 23, 36, 37, 71.
Адрес: PiazzadelDuomo
Баптистерий на карте
Спасибо, что вы читаете наш блог. Подписывайтесь на новые рассылки, делитесь с друзьями полезной информацией.До скорого!