Выставка в доме на английской набережной. Особняк Н. П. Румянцева (начало) (по Английской наб.). Постоянные экспозиции в особняке Румянцева
Особняк Румянцева – архитектурный памятник в Северной столице, в котором расположен филиал Государственного музея истории Петербурга. Посетителей здание заинтересует уникальной архитектурой, историей и обширными музейными коллекциями.
Особняк является полностью отреставрированным и переработанным вариантом возведенного в 1740 г. каменного дома князей Голицыных. В 1802 г. князья продали дом видному государственному деятелю, канцлеру Н. П. Румянцеву.
Канцлер был большим любителем искусства, из заграничных поездок он привозил множество древних манускриптов, статуй, картин, документов и книг. Коллекции Румянцева славились на всю Российскую империю. Николай Петрович сформировал вокруг себя кружок выдающихся ученых и исследователей, которые помогли ему создать музей древностей, известный во всей Европе.
В 1824 г. архитектор В. А. Глинка по поручению канцлера приступил к реставрации дома Голицыных. Фасад здания был закрыт красивейшим каменным портиком с 12-ю колоннами. Портик венчал фронтон с горельефом, изображающим бога Аполлона, богиню Мнемозину и 9 муз. Выполнил горельеф знаменитый скульптор И. Мартос.
Канцлеру не удалось в полной мере насладиться результатом своих трудов: в 1826 г. он тяжело заболел и умер. Перед смертью Николай Петрович поручил своему брату С. П. Румянцеву довести дело до конца, создав в особняке первый в Российской империи частный музей для бесплатного посещения всеми желающими.
Сергей Петрович сдержал слово, данное брату. В 1831 г. прошло торжественное открытие музея: каждый житель Петербурга и гость столицы мог своими глазами увидеть ценнейшие предметы искусства.
В 1861 г. коллекции Румянцевского музея по неизвестной причине были перевезены в Москву и размещены в (ул. Неглинка). Особняк Румянцева начал переходить из рук в руки. Последней хозяйкой здания стала герцогиня З. Богарне, купившая дом в 1882 г. По заказу Богарне архитектор А. Степанов отреставрировал дом, сделав акцент на жилое назначение строения.
После революции в особняке Румянцева размещались коммунальные квартиры и казенные учреждения. В 1938 г. здание было отдано Музею истории Ленинграда. В 2003 г. дом был отреставрирован, интерьеры приведены к состоянию, характерному для 1880-х гг.
В настоящее время в особняке размещены постоянные экспозиции Музея истории Петербурга, здесь проходят временные выставки, научные конференции, лекции, детские мероприятия, фестивали, концерты классической музыки.
По выходным проходит экскурсия по парадным залам особняка Румянцева. Экскурсия начинается в 13.00, ее стоимость – 200 рублей. Гости увидят невероятные интерьеры 19-го века, Невскую анфиладу, Дубовый кабинет, зеркальную стену, Белый зал, дубовые лестницы. Экскурсоводы расскажут об истории особняка и его обитателей.
Постоянные экспозиции в особняке Румянцева
Выставка расскажет туристам о владельцах особняка, в нее включены архитектурные планы, строительная документация 18-19 вв., фотоснимки начала 20-го века, портреты людей, проживавших в доме, гербы князей Голицыных и графов Румянцевых.
Отдельные выставки в рамках экспозиции посвящены Н. П. Румянцеву и существованию особняка Румянцева во времена ВОВ.
Новая экономическая политика (НЭП) была объявлена большевиками в 1921 г. и свернута в 1929-ом. Это был интереснейший период в истории Ленинграда и всей страны. Именно этому времени посвящена постоянная экспозиция в особняке Румянцева.
Туристы узнают, как НЭП в считанные годы преобразил страну, вернул ей относительное благополучие. В этот период в Ленинграде процветала частная торговля, ежедневно открывались новые магазины, мастерские, объекты досуга.
В экспозиции представлено больше 1000 экспонатов: это предметы быта эпохи НЭПа, старинные фотоснимки, обувь, одежда и мебель 20-х гг. Залы разделены на специальные зоны, воспроизводящие интерьеры коммунальной квартиры, ресторана, модного ателье, сапожной мастерской.
Посетители окунутся в атмосферу того уникального времени, посмотрят оригинальные кадры кинохроники.
Отдельный зал в составе экспозиции выделен под выставку плакатов, афиш, картин, графики, газет и журналов 20-х гг.
Экспозиция «От будней к праздникам» посвящена Ленинграду 30-х гг. Это было время первой пятилетки, когда люди, полные энтузиазма к перестройке своей жизни, полностью изменили промышленную и индустриальную базу города на Неве.
В 30-е годы в городе открылись заводы, выпускавшие передовые для того времени продукты. Гости увидят образцы каучука, выработанного синтетическим путем, первый алюминий, выплавленный в СССР, телевизор марки ВРК. Большой интерес у посетителей вызывают превосходно выполненные макеты транспортной техники: троллейбуса, лесовоза, прицепа-холодильника, танкера.
Ускоренная индустриализация требовала железной дисциплины. Население страдало от больших цен на продукты, от карточной системы распределения продовольствия. Впервые талоны на товары первой необходимости были введены в 1929 г. Гости увидят хлебные карточки, пропуска в спецраспределители продуктов, талоны на мясо, рыбу, мыло и спички.
Туристы познакомятся с бытом ленинградцев 30-х гг., узнают, какая одежда была в моде, какие фильмы показывали в кинотеатрах. Среди экспонатов выставки – личные вещи знаменитых ленинградцев, афиши, фотоснимки, флаги, предметы быта и многое другое.
Отдельная экспозиция посвящена ученому-филологу, общественнику и историку литературы Д. С. Лихачеву. Центр Лихачева в особняке Румянцева - это также место встреч творческих людей, проведения лекций, научных конференций, съемок телевизионных передач.
В экспозиции гости увидят личные вещи ученого, его книги, письма, мебель из кабинета Лихачева. Рядом с креслом находится мантия доктора наук, которую Дмитрию Сергеевичу вручили в Оксфорде. Одним из самых ценных экспонатов музея является медаль «За оборону Ленинграда»: Лихачев прошел всю войну, был неоднократно ранен.
В коллекции фотографий – совместные снимки ученого с писателями, литературоведами, историками. Большой интерес у гостей вызывает фото Дмитрия Сергеевича с Иоанном Павлом II: снимок был сделан во время визита Лихачева в Ватикан в 1986-ом г.
Важнейшей экспозицией особняка Румянцева считается выставка, посвященная жизни Ленинграда во времена ВОВ. Эта выставка была открыта в 1964 г. Создатели использовали принцип музейной хронологии, расположив экспонаты по временным периодам, начиная с блокады города в 1941 г. и заканчивая Победой.
В 12-ти залах размещено больше 2 тыс. предметов. Это уникальные фотоснимки, документы, знамена ленинградских полков, коллекция стрелкового оружия, обмундирование бойцов Красной Армии, личные вещи блокадников, дневники жителей осажденного города, коллекции живописи, диорамы города и крупнейших сражений, макеты танков и артиллерийских установок.
Посетители узнают, как выживал блокированный город, как формировалось в Ленинграде народное ополчение, какие меры предпринимались для спасения бесценных памятников архитектуры и культуры.
Специальные экспозиции посвящены «Дороге жизни», прорыву блокады, разгрому немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом.
Видео:
На Английской набережной Большой Невы расположен уникальный историко-культурный памятник - особняк графа Н. П. Румянцева, который туристы на отдыхе в Петербурге посещают, чтобы осмотреть его интерьеры и экспозиции Государственного музея истории Санкт-Петербурга, филиалом которого он является. Дворец в нынешнем виде был возведен в 70-х годах XVIII века архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом для А. М. Голицына на месте особняка, принадлежавшего этому княжескому роду. Несмотря на многократные последующие реконструкции, здание сохранило основные свои пропорции до наших дней.
Вскоре после постройки комплекс был продан английским купцам, а в 1802 году его приобрел граф Румянцев. Выдающийся государственный деятель, блестящий дипломат, коллекционер и меценат, Николай Петрович Румянцев прославился не только своим служением Отечеству, но и отлично систематизированным собранием произведений искусства и раритетных книг, приобретенных им за долгие годы работы за границей и размещенных в перепланированных залах особняка.
Внешний облик дома оставался слишком скромным и не соответствовал его высокому статусу. В 1824 году граф пригласил молодого архитектора В. А. Глинку, поставив перед ним непростую задачу создать торжественный парадный фасад без значительной перестройки здания. Цель была с успехом достигнута с помощью возведения масштабного портика из 12 коринфских колонн, опирающихся на высокий аркадный цоколь.
Верх портика зодчий оформил треугольным фронтоном, в тимпане которого И. П. Мартос поместил горельеф, изображающий девять муз и их мать Мнемозину, окруживших своего покровителя бога Аполлона. Эта скульптурная композиция как нельзя лучше демонстрирует главное предназначение особняка - служить дворцом искусств. Николай Петрович скончался в 1826 году, завещав своему брату Сергею переоборудовать здание в музей, и в 1831-м его двери открылись для широкой публики. Средств на содержание комплекса не доставало, и через 30 лет экспозицию перевезли в московский дом Пашкова.
С тех пор особняк не раз переходил из рук в руки. В 80-х годах XIX столетия им владела Зинаида Дмитриевна Богарне, супруга герцога Лейхтенбергского. При ней А. А. Степанов провел перестройку интерьеров дома согласно моде того времени. В 1938-м в здании разместился Музей истории и развития Ленинграда. Сегодня туристы на отдыхе в России могут пройтись по отреставрированному особняку Румянцева, заглянуть в огромное зеркало из цельного листа площадью 18 м² на стене одного из залов и ознакомиться с интереснейшими экспозициями нынешнего Музея истории Санкт-Петербурга.
Первый каменный дом, расположенный на участке набережной Невы(Английская наб.,44), предположительно принадлежал князьям Голицыным, и был построен еще в 1740- х годах.
В 1738 году в Северной столице была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которая контролировала планомерную городскую застройку. На набережной Невы возводились «образцовые дома», одним из них и был дом Голицыных - двухэтажное здание, центральный ризалит в три этажа отмечен портиком с небольшим фронтоном. На гравюре М.И.Махаева «Перспективный вид Невы от Галерной верфи и 13-й линии Васильевского острова вверх по течению»
видно, что дом Голицыных ничем не выделяется из ряда окружающих домов, имя архитектора, спроектировавшего здание, осталось неизвестным.
После смерти Голицына дом перешел по наследству к его сыну, который умер, не оставив наследников. Следующими владельцами особняка были английские купцы Фаркварсан, а затем Варра. В этом районе домовладельцы часто сдавали иностранным купцам внаем свои дома, освобождаясь от повинности - воинского постоя. Постепенно богатые особняки на набережной были заселены преимущественно англичанами, что определило к концу XVIII века название набережной- Английская.
В 1802 году особняк на Английской набережной приобрел граф Николай Петрович Румянцев (1754- 1826), сын прославленного полководца времен Екатерины II – Петра Александровича Румянцева- Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. При новом владельце особняк превратился в «центр наук» и «храм муз».
Находясь на дипломатической службе, Н.П.Румянцев собирал памятники русской культуры и истории. Особый интерес граф проявлял к письменным памятникам – инкунабулам (первопечатным книгам, изготовлявшимся с наборных форм до 1501 года), древним рукописям, церковным книгам, государственным актам. Румянцев так же коллекционировал медали, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства.
Прекрасное образование, способность к систематизации и наличие капитала позволили ему собрать уникальные по качеству и составу коллекции. Выйдя в отставку в 1814 году с сохранением пожизненного звания Государственного канцлера, Н.П.Румянцев до конца жизни занимался организацией и финансированием научных исследований по изучению истории России. Работа в архивах, археологические раскопки, этнографические изыскания осуществлялись членами кружка - «Ученой дружины», сложившегося вокруг Румянцева. Мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и О.Е.Коцебу, руководитель Московского архива Коллегии иностранных дел Н.Н. Бантыш – Каменский, ученый И.И.Кеппен и др. внесли большой вклад в развитие исторической науки. Благодаря им в России появились такие науки, как археография и источниковедение.
В 1824 году по проекту архитектора В.А.Глинки началась перестройка особняка на Английской набережной, прежний скромный облик здания не отвечал новому назначению. Глинка практически не изменил пропорции архитектурного объема, при этом создал новый торжественный фасад. Двенадцатиколонный портик, установленный на высокий цоколь, сразу привлекает внимание. Коринфские колонны, придают фасаду особую нарядность. Горельеф в тимпане треугольного фронтона «Аполлон – Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», созданный скульптором И.П.Мартосом, тематически связан с назначением здания – первого в России частного публичного музея. По сторонам композиции – атрибуты наук и искусств.
В 1826 году Н.П.румянцев скончался, поручив своему младшему брату Сергею Петровичу Румянцеву предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нем коллекциями под музей. На фронтоне здания появились слова Николая Петровича: «На благое просвещение». По воле покойного брата, С.П.Румянцев осуществил переделки внутренних помещений под нужды музея. В одном из залов особняка разместилась галерея с портретами представителей рода Румянцевых. В 1828 году Сергей Петрович заказал портрет старшего брата английскому живописцу Д.Доу.
При С.П.Румянцеве обогатилось собрание будущего музея большим количеством книг и произведений живописи и скульптуры. 28 мая 1831 года музей был открыт. Посещение было бесплатным для всех желающих, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.
В 1838 году С.П.Румянцев скончался, после чего состояние здания и коллекции стало ухудшаться. В 1845 году управление Румянцевским музеем было передано Императорской публичной библиотеке, но из- за отсутствия должного финансирования ситуация не улучшилась. В 1860 году комиссия в которую вошли известные архитекторы, признала состояние дома. В 1861 году по решению Кабинета Министров Румянцевский музей, несмотря на возражения Петербургской интеллигенции, был переведен в Москву.
Средства, вырученные от продажи дома Румянцевых, ушли на благоустройство нового музейного здания в Москве(Дом Пашковых).
В 1863 году дом на Английской набережной приобрел Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский- журналист, писатель и переводчик, второй редактор ежемесячного журнала «Библиотека для чтения». При нем по проекту архитектора А.И.Цима были капитально перестроены корпуса и частично перестроены внутренние помещения, которые необходимо было обустроить для проживания, превратив общественные залы в жилые. Перестройка оказалась слишком дорога для нового владельца, и в 1868 году дом был выставлен на торги и продан.
С 1868 по 1882 годы дом сменил нескольких хозяев. В 1882 году владелицей особняка стала супруга его императорского высочества Евгения Максимилиановича Романовского, 5-го герцога Лейхтенбергского – Зинаида Дмитриевна Богарне(1856-1899).
Е.М. Лейхтенбергский (1847-1901) был потомком правящих династий. Его предками были российский император НиколайI и императрица Франции Жозефина. З.Д.Богарне обладала экстравагантным характером и изысканным вкусом. По ее заказу началась перестройка дома под руководством архитектора А.А.Степанова.
Внешний облик сохранился неизменным, а интерьеры были оформлены в стиле эпохи. Владелица превратила дом в модный особняк, отвечавший вкусам аристократии. Строительные работы длились около двух лет. После продажи Мариинского дворца в 1884 году резиденцией Лейхтенбергского и Богарне стал дом на Английской набережной.
Дочь герцога Лейхтенбергского от первого брака- Дарья(Долли) поселилась в особняке после возвращения с обучения в Сорбонне. В 1893 году она вышла замуж за князя Л.М.Кочубея, в доме на Английской набережной прошло детство их детей Натальи и Евгения, последний владел особняком до 1916 года.
В 1916 году здание приобрело «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Городская управа утвердила проект капитальной перестройки дома, но из- за начавшейся февральской революции 1917 года, проект не был реализован. После октябрьской революции 1917 года особняк был национализирован. Часть помещений заняли различные организации, другую часть отдали под жилые квартиры.
В 1938 году в здании разместился Музей истории и развития Ленинграда. С 5 апреля 1953 года музей стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда, сохранив краеведческий профиль. Постепенно к Музею перешли и некоторый другие городские здания, в 1964 году отдел истории города и дирекция музея были переведены в Петропавловскую крепость. В 2003 году, к 300- т летнему юбилею Санкт-Петербурга, в парадных залах особняка Румянцева были завершены реставрационные работы. По состоянию на 1880- е годы были воссозданы интерьеры залов, выходящих окнами на Неву: Парадная лестница …… На фасаде восстановлена надпись «ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАНЦЛЕРА РУМЯНЦЕВА НА БЛАГОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ».
В настоящее время особняк Румянцева является филиалом Государственного музея истории Санкт- Петербурга.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории.Славия.,СПб.,2004; Особняк Румянцева и его владельцы, Государственный музей истории Санкт- Петербурга 2004. Буклет издательского отдела ГМИ СПб./автор текста Пияева Э.Е./
© Е. А. Паршина, 2011
см. Особняк Н. П. Румянцева ( по Галерной ул .)
На участке в первой трети XVIII в. была усадьба князя Михаила Васильевича Голицына. В 1774 г. князь умер, не оставив наследников.
В 1780-х гг. дом принадлежал англичанину Фаркварсану, котрый продал его английскому купцу Варе.
Н. П. Румянцев
Д. Доу.
Портрет
Н. П. Румянцева.
Герб
Румянцевых
Герцог Евгений
со второй супругой
графиней Зинаидой
Дмитриевной Богарне.
Старая открытка.
План здания.
Английская набережная.
Старая открытка.
Набережная Красного флота.
Фото 1934 г.
Добавил - .
Вид вестибюля.
Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
(добавил )
Гостиная
Фото 1906. Фотоателье Буллы
(добавил )
Вид лестницы в доме.
Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
photoarchive.spb.ru 18.01.2013
(добавил )
Концертный зал.
Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
photoarchive.spb.ru 17.01.2013
(добавил )
Потолок парадной лестницы
с Английской набережной.
Фото 1906 г. Фотоателье Буллы
photoarchive.spb.ru 18.01.2013
(добавил )
"Театры
Ленинграда"
1964 г. С. 10
Постепенная застройка набережной началась со строительством Санкт-Петербурга. В начале XVIII в. эта часть новой столицы, со всех сторон окруженная водой наиболее страдала от наводнений и была весьма неблагоприятной для строительства. В определенные своего существования набережная носила разные названия. Первоначально она называлась Нижней. В отличии от Верхней - ныне Дворцовой.
С 1740-х этот участок набережной был отдан под застройку частными домами. Строительство, начатое еще при Петре, продолжалось при Анне Иоанновне. Императрице хотелось, чтобы Нижняя набережная была застроена «знатным строением». Ею издан был указ, которым хозяева участков обязывались строить каменные дома и укреплять берега Невы. Подобным указом велено было выслать из Москвы князя Михаила Голицына для постройки каменных палат на участке, где ныне расположен дом № 44.Эти участком владели два поколения князей Голицыных.
Следующими владельцами были поочередно английские купцы Фаркварсен и Варра. Для содействия торговым отношениям с Англией, владельцы домов, сдающие жилье английским купцам, освобождались от воинского постоя. Поэтому здания Нижней набережной успешно сдавались внаем. С начала XIX в. набережная получает название Английская.
С 1802 по 1826 г. дом принадлежал Николаю Петровичу Румянцеву (1754-1826) - выдающемуся государственному деятелю, покровителю наук, меценату и коллекционеру. Н. П. Румянцев - сын героя екатерининского времени Петра Александровича Румянцева-Задунайского, образованный и воспитанный в духе просветительских идей XVIII в. принадлежал к особому типу людей, для которых любовь к отечеству воплощалась в собирательстве и сохранении памятников национальной истории.
Государственная служба Румянцева началась в 1781 г. с назначения на должность чрезвычайного посланника и полномочного представителя России во Франкфурте-на-Майне. В течение 14 лет он представлял интересы России в Европе. При имепаторе Александре I Румянцев занимал важнейшие государственные посты. В 1801-1809 - директор водных коммуникаций, в 1802-1811 - министр коммерции, 1808-1814 - министр иностранных дел, с 1809 г. - Государственный канцлер Российской Империи, в 1810-1812 - председатель Государственного Совета.
После выхода в отставку в 1814 г. Румянцев направил все силы и средства на изучение российской истории. Ему удалось сплотить вокруг себя плеяду блестящих ученых, историков, археографов, составивших «Румянцевский кружок». В него входили Ф. П. Аделунг, А. В. Востоков, К. Ф. Калайдович, Н. Н. Бантыш-Каменский, К. И. Кеппен, митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) и др. Члены кружка собирали древние рукописи, старинные книги, древности, монеты. Их деятельности увенчалась публикацией исторических и литературных памятников. Издание «Собрания государственных грамот и договоров» стало выдающимся событием русской исторической науки 1-й четверти XIX в.
Н. П. Румянцев «превратил здание на Английской набережной из скромного дома частного человека, купца, в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, у которого бывал сам император». Первоначальные перестройки были осуществлены после 1802 г. только внутри здания. Жилые покои графа располагались в трех комнатах окнами на Неву, а во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. Довольно скромный фасад, мало чем отличавшийся от находившихся рядом домов не отвечал внутреннему содержанию дома. В 1824 г. государственный канцлер граф Н. П. Румянцев приглашает для составления проекта по переделке особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Алексеевича Глинку. «Проект этот был по тогдашним понятиям настолько хорош и даровит, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика…» Перед архитектором стояла довольно сложная задача - практически без изменения пропорций создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. В. А. Глинка прекрасно справился с задачей, закрыв фасад мощным, сильно выдвинутым двенадцатиколонным портиком, установленным на высокий цоколь. Колонны портика с капителями коринфского ордера подчеркивают его монументальность. Портик увенчан фронтоном, в тимпане которого помещен горельеф, созданный скульптором И. П. Мартосом. Здесь представлена сцена из древнегреческой мифологии: «Аполлон-Мусагет-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и их матери Мнемозины», по сторонам - атрибуты наук и искусств. Перестройка фасада была осуществлена до 1825 г.
Румянцев собрал огромную библиотеку (около 30 тыс. томов), около 200 редкостных этнографических предметов, коллекцию восточных и античных монет; его минералогическая коллекция насчитывало около 14 тыс. минералов.
Н. П. Румянцев скончался в 1826 г. и по завещанию был похоронен в Гомеле. Все коллекции и дом на Английской набережной по его просьбе были переданы российскому народу «на благое просвещение». Все хлопоты об устройстве в доме музея взял на себя его младший брат Сергей Петрович Румянцев. Он вел дела о передаче дома в казну, коллекций на государственное храниение, подарил музею свою библиотеку и картинную галерею, заказал художнику Д. Доу портрет Н. П. Румянцева.
28 марта 1828 г. Николай I подписал указ «Об учреждении Румянцевского музеума» , Государственный Совет утвердил его устав и штат сотрудников. 23 ноября 1831 г. музей был открыт для широкой публики. Коллекции Румянцевского музея включали рукописи, собрание печатных и рукописных книг, минц-кабинет (около полутора тысяч греческих, римских и восточных монет), коллекцию минералов, произведения скульптуры и живописи, в том числе работы А. Кановы, А. П. Антропова, В. Л. Боровиковского, а также этнографические коллекции, привезенные О. Е. Коцебу из кругосветного плавания. В 1837 г. коллекция пополнилась собранием капитана I-го ранга Ю. Ф. Лисянского, переданным его сыном П. Ю. Лисянским по духовному завещанию.В 1838 г. по Высочайшему повелению в музей были переданы 135 документов на имя графов Румянцевых от военного министра.
В разные годы в штате Румянцевского музея состояли поэт и переводчик А. Х. Востоков (1781-1864), поэт А. Н. Майков (1821-1897). В 1843-1844 гг. в музее работала комиссия по освидетельствованию состояния имущества и управления Румянцевским музеумом, выявившая ряд недостатков. В 1845 г. музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеки. В 1850 г. согласно указу Правительствующего Сената музей был причислен к министерству Императорского двора. С 1846 г. помощником директора Публичной библиотеки и официальным управляющим Румянцевским музеумом был назначен писатель, музыкант, энциклопедист В. Ф. Одоевский (1803-1869). В 1860 г. по предложению Одоевского была создана комиссия, которая внесла заключение о неудовлетворительном состоянии здания. В это время шли конфиденциальные переговоры о передаче коллекций в Москву. Ученые и писатели Петербурга, узнав о переводе, были возмущены, но вопрос уже был решен. В. В. Стасов и другие ученые направили письмо-протест в газету «Санкт-Петербургские ведомости», но цензура не допустила его публикации. Записка Стасова на имя председателя Комитета министров великого князя Константина Николаевича осталась без ответа.
1 сентября 1861 г. Румянцевский музей был переведен в Москву. В 1862 г. было утверждено «Положение о Московском Публичном музеуме и Румянцевском музеуме (МПМ и РМ). Являясь примером собирания культурного наследия на основе частной инициативы, Румянцевский музей пополнялся новыми отдельными экспонатами и целыми коллекциями. Для московских меценатов и коллекционеров дар музею почитался за честь.
В 1925 г. Государственный Румянцевский музей преобразован в Государственную библиотеку СССР им. Ленина (с 1992 г. - Российская государственная библиотека). Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого Иванова и других городов, и волею судеб последних десятилетий ХХ в. оказались за пределами России - в Киеве, Феодосии, Ялте, Гомеле, Ташкенте и др. городах
В 1863 г. дом на Английской наб. приобретает А. В. Старчевский, талантливый журналист, писатель, переводчик, сотрудник ежемесячного журнала «Библиотека для чтения» - одного из первых массовых русских изданий (1834-1865). В 1863 г. он становится редактором газеты «Сын Отечества» - ежедневной газеты либерального и либерально-народнического направления. Энциклопедически образованный, владеющий многими европейскими и восточными языками, Старчевский сделал ее одной из самых популярных в Петербурге. Кроме того им был создан ряд учебников и словарей. Очевидно дом на набережной был выбран Старчевским не случайно. Еще в 1846 г., в январском номере «Журнала Министерства Народного Просвещения» появилась статья, в которой он впервые поставил вопрос о вкладе Николая Петровича Румянцева в отечественную науку, напомнил о неоспоримых заслугах графа.
При Старчевском было произведено одно из капитальных изменений корпусов и частичная перестройка внутренних помещений. Цель перестроек - вновь изменить функцию здания, перестроить его из общественного в жилое. Для этой работы был приглашен архитектор Антон Иоганнович Цим. А. И. Цим превращает дом в доходный и надстраивает 3-й этаж. Сохранив порядок разбивки окон, архитектор полностью меняет лепной декор, выделяя окна парадного второго этажа более сложными наличниками. В главном доме Цим увеличивает высоту окон третьего этажа, над входом сооружает тройной металлический навес в виде зонтика на трех чугунных колонках, который должен был послужить контрфорсом для отклоняющегося портика главного фасада. Внутри здания проводится капитальный ремонт. В главном корпусе была устроена трехмаршевая металлическая центральная лестница, прямоугольная в плане, идущая на высоту всех трех этажей. А. В. Старчевский владел зданием до 1870 г.
В 1882 г. дом покупает герцог Евгений Максимилианович Лейхтенбергский для своей жены Зинаиды Дмитриевны Богарне. Евгений Максимилианович Романовский 5-й герцог Лейхтенбергский, граф Богарне (1847-1901) - второй сын в семье великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, и герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Е. М. Лейхтенбергский воевал в Туркестане в 1860-1867 гг., позднее командовал бригадой улан в русско-турецкой компании 1877-1878 гг., за что получил чин генерала. В 1869 г. герцог Евгений вступил в морганатический брак с Дарьей Константиновной Опочининой (1845-1870), правнучкой фельдмаршала М. И. Кутузова. В этом же году Дарья Константиновна получила для себя и для потомства титул графини Богарне. В 1870 г. родилась их дочь Дарья (Долли), которая была названа в честь матери, скончавшейся в результате тяжелых родов. В 1878 г. герцог вступил во второй брак с Зинаидой Дмитриевной Скобелевой (1856-1899), сестрой знаменитого генерала Скобелева. По Указу императора Александра II от 1878 г., а в 1889 г. Специальным указом Императора Александра III получила персональный титул светлейшей герцогини Лейхтенбергской. В 1882 г. по заказу новой хозяйки в доме начались работы по перестройке интерьеров под руководством арх. А. А. Степанова. З. Д. Богарне была женщиной, обладавшей обаянием магической силы. О чем писали в своих воспоминаниях ее современники. К сожалению, она не долго блистала, как «царица большого света». В возрасте 43-х лет она скончалась после непродолжительной болезни.
Парадная гостиная. Согласно «Описи большого дома Румянцевского музеума», составленной в 1846 г. в этом зале, помимо больших глобусов Земной и Небесной сфер, хранился сафьяновый ларец с рескриптами и грамотами на имя графов Румянцевых. В 1884 г. архитектор А. А. Степанов оформил этот небольшой зал, имитируя стиль «Людовика XVI», т.к. высокое положение заказчиков, членов императорской фамилии, требовало соответствующей декоративной отделки парадных залов особняка. В лепном декоре присутствуют охотничьи мотивы, а в рельефных десюдепортах - античные вазы. Потолок украшен лепными розетками в виде цветочных венков. Гостиная была прекрасно освещена четырьмя одинаковыми люстрами, сохранившимися до наших дней. Убранство зала конца XIX в. было разностильным в духе историзма. Среди прочих предметов мебели здесь находился небольшой шкафчик красного дерева с росписью на дверцах, работы французского мебельщика Анри Дассона, представлявший собой копию с работы Адама Вейсвейлера XVIII в.(аналогичный шкаф в экспозиции ГМЗ «Павловск»). Правая стена практически полностью занята зеркалом (17,89 кв. м), заключенным в лепную золоченую раму. Зеркало установлено в 1910 г. При огромных размерах оно выполнено единым стеклом и является единственным в городе подобным зеркалом. Первоначально на этом месте был большой гобелен итальянской работы предположительно по рисунку Паоло Веронзе. На соседней стене находился парадный портрет Екатерины II., копия с работы Ж.-Б. Лампи старшего (1751-1830).
Музыкальный зал. В период существования в особняке Румянцевского музея в залах второго этажа невской анфилады располагались Мраморная и Портретная комнаты. Украшенные соответственно скульптурой и живописью. После приобретения особняка 9 июля 1884 г. графиней З. Д. Богарне эти помещения подверглись большим изменениям. Желая увеличить архитектурное пространство помещения, предназначавшегося для музыкального зала, Степанов объединил почти равные пространственные объемы. Вместо трех залов окнами на Неву был сделан один анфиладный. Большой и светлый зал, расписанный под желтый мрамор, получил оформление в духе историзма. В лепном декоре угадываются черты стиля «Людовика XV». Плоскости стен, разделенные пилястрами, декорированы лепными гирляндами и стилизованными акантами, переходящими на потолок. Зал украшали два больших декоративных панно Гюбера Робера (1733-1808): «Прогулка по долине» и «Развалины храма» из собрания князя Л. Е. Кочубея, а также шпалера из серии «История Дон Кихота» французской работы 1770-х гг. На мануфактуре Гобеленов было выткано две таких серии, отличавшиеся лишь по цвету. Они были выполнены по картонам художника Ш.-А. Куапеля (1694- 1752) в мастерских П. Козетта и К. Одрана.
Дубовая лестница была выполнена в конце 1880-х гг. русскими мастерами по проекту архитектора А. А. Степанова вместо располагавшейся раньше в этой части дома боковой металлической лестницы. Перила и настенные панели лестницы украшены затейливой резьбой. Лестница состоит из пяти маршей и соединяет три этажа. В первом этаже выход на нее возможен с двух противоположных сторон: из дубового кабинета и дубовой гостиной. Потайная в первом этаже. На втором лестница выходит в антикамеру. Ведущую к парадным залам. Стены этой комнаты также были полностью декорированы дубовыми панелями, а потолок - профилированными кессонами. Завершение лестницы оригинальным световым фонарем прямоугольной формы позволило решить проблему ее освещения.
В первые послевоенные годы был отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу. При создании экспозиций было сохранено архитектурно-художественное убранство и объемы залов. В начале 1980-х гг. произведена реставрация помещений 1-го этажа: Дубового зала, Дубовой лестницы, Мавританской гостиной, «Черного кабинета», вестибюля и парадной лестницы. С 1998 по 2000 гг. отреставрированы залы 3-го этажа лицевого корпуса с приспособлением их под экспозицию «НЭП. Образ города и человека» и комнаты первого этажа - бывшая «Дамская гостиная».
В этот же период проводились работы по капитальной реставрации фасада с устранением аварийной деформации портика. В комплекс работ входило: укрепление фундамента, скрепление фасадной стены с внутренними продольными стенами металлическими штырями, установка распределительной балки на уровне второго этажа, реставрация фасадной стены и портика с восстановлением лепного декора и горельефа во фронтоне. С 1999 г. велись работы в залах 2-го этажа лицевого корпуса, сохранивших свои объемы с начала XIX в. В 2002 г. началась реставрация вестибюля и залов анфилады 2-го этажа.